В Сахалинском международном театральном центре имени Чехова — новый спектакль. В очередной раз (в истории этого театра, правда, впервые) поставлен «Над кукушкиным гнездом» Кена Кизи — знаменитая история о системе, свободе и их вечной борьбе.
Над сценой нависает гигантский пульт, снизу из-за толстого стекла появляются санитары, которые в удивительном, пластичном и завораживающем танце закружат больного на больничной каталке. Смело, необычно и красиво — сейчас таким будет весь спектакль.
А нет, не будет. Это без преувеличения самая неформатная сцена «Над кукушкиным гнездом» Александра Баранникова. Во всем остальном калужский режиссер прилежно и аккуратно переносит оригинальный текст Кена Кизи на сцену. МакМерфи у него ровно книжный — рыжий и молодой. Монологи Вождя вытащены из оригинала прямо кусками. Почти ни одна сцена не изменена, разве что трагичную линию с Чезвиком сократили, да детали биографии сестры Рэтчед выбросили.
И это — не обязательно плохо. Нет нужды в каждой адаптации лезть из кожи вон, показывать свое видение, задавать новые вопросы и бить под дых президента Трампа или поддерживать очередной блэклайвзмэттер. Иногда хочется просто прийти в театр и просто посмотреть классическое произведение в эффектной и динамичной обертке.
Этого тут есть и много. Спецэффектов насыпали: дым, ветер, классная визуализация телевизора, который так и не посмотрели местные психи и электрошоковая терапия, бьющая прямо по мозгам. Рэтчед как и положено жуткая, правда еще и сексуальная — образ опять же книжный, а не привычный киношный. Остальные психи тоже хороши. Особенно приятны глазу глубокий Хардинг Игоря Мишина, пластичный Мартини Романа Мамонтова ну и сам Крахмалев в главной роли внушает уверенность, что дух свободы совсем рядышком. Разве что вождь Юрия Беляева мог бы быть более краснокожим, что ли.
Резюмируя: у Чехов-центра получилось. Это неидеальный, но динамичный и захватывающий спектакль, уважающий оригинальное произведение. Стоило ли уважать его настолько сильно — другой вопрос.