МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Сахалин

Церковь ждет седьмую Пасху

Поселок Восток после метели засыпан снегом. Главные дороги уже пробиты, но во дворах практически повсюду безраздельно властвует целина. Поселок живет своей тихой жизнью — сюда не долетает ни дым от ГРЭС, ни шум трассы Южно-Сахалинск — Оха.

Лишь ветер, ветер на всем белом свете гуляет по площадям, путается в ветвях вековых сосен. Свои трели в метель вплетают редкие автомобили да гомон спешащей на второй урок детворы. Ветер берет разгон на длинном проспекте, крутит и воет в пустых окнах нескольких кварталов покинутых зданий. Не встречая препятствий, долетает до самого центра Востока. Там на водоразделе между каменной пятиэтажкой и доживающем свой век двухэтажным домиком — практически между жизнью и смертью — стоит церквушка.

С первого взгляда понять, что это храм Божий, едва ли возможно — не высится купол колокольни, нет титанических крестов, золота, громадных окон. Только несколько скромных распятий да аккуратно-разноцветно-трафаретное расписание служб у входа позволяет понять, что же на самом деле скрывают бело-синие деревянные стены.

Тяжелая дверь открывается с уютным скрипом. Вошедшего в небольшой холл обдает непонимающим взглядом беспородный молодой пес. Через несколько секунд он разряжается звонким задиристым лаем.

— С собаками в церковь нельзя! — доносится откуда-то из глубин. Пес замолкает, поскуливает, смиренно ложится на подстилку, с грустью глядит в теплую, полную миниатюрных икон комнатку, будто понимает и принимает некое таинство этого места. Песику на вид года четыре. А маленькая церковь в этом году встречает свою седьмую Пасху.

— Тут было здание администрации. Потом музыкальная школа. А затем его и вовсе бросили. Нам тогда за державу стало обидно, — рассказывает, пригубив чай, Валентина Зубарева. В маленькой церкви Востока она что-то вроде "специалиста по связям с миром" — собранная, решительная, даже резкая. Она единственная из женщин, кто входит внутрь без платка, она же первая встречает незваных гостей. Настоятеля церквушки сегодня нет — он один на Восток и Вахрушев. Служит посменно. Так что сегодня она еще и за него.

В небольшой трапезной пахнет благовониями и теплым воском. Над тремя кружками поднимается невесомый ажурный пар. Сытым котом пушится на столе, нежится в лучах скупого зимнего солнца громадная шапка. Мир и покой нарушает лишь легкое поскрипывание половиц под сапогами возбужденной Валентины Владимировны. Она решительно рубит воздух рукой, предлагает чай, заставляет всех шевелиться, двигаться — покажите это, принесите то. Почти десять лет назад, наверное, именно с такой кипучей ее деятельности и начиналась эта церковь — бывший храм власти и алтарь искусства.

— Ну мы и собрались своими силами. Начали тут все в порядок приводить. Года четыре старались. Даже получалось, кажется, но работы был воз еще. А потом как-то приехал к нам из Поронайска батюшка, осмотрел все и говорит: "Ну все, Валентина, будем служить". А у нас тут песок, доски, мешки с цементом, ничего не готово.

— Вот тебе 300 свечек, давайте службу справлять.

— А куда их ставить?

— Возьми ящики с песком да поставь туда.

Так — практически на стройке — первая служба и прошла.

Тогда, семь лет назад, в маленьком поселке энергетиков о церкви с собственным святым-покровителем не помышляли — думали делать "филиал" расположенного в соседнем Вахрушеве храма Бориса и Глеба. Все к тому и шло, и даже настоятелем двух церквей служил один и тот же иеромонах Дмитрий.

— Но Богу было угодно иначе, — так теперь здесь вспоминают о тех событиях.

В маленький поселок каким-то чудом завезли несколько икон мастеров Дальнего Востока — в тот год они много путешествовали по отдаленным уголкам России. Среди творений иконописцев оказалась и Семистрельная икона Божией матери.

— Когда мне батюшка наш говорит — будет церковь Семистрельной Божией Матери. Я аж рот открыла. Так это для нас было неожиданно. Но делать нечего. Решили значит решили, — всплескивает руками Валентина Владимировна.

Впрочем, саму икону маленькой церквушке не оставили — забрали с собой. И чтобы не получилось так, что церковь есть, а "титульной" иконы не сыскалось, пришлось самим выкручиваться.

— Слава Богу, у нас тут жил художник Володя Харченко. Просто золотые руки у него были, царствие небесное. Вот мы с батюшкой пошли к нему — Володя из Южного приехал, там церкви расписывал, у него все заготовки были и материалы необходимые. Приходим — спасай, говорю. Он не растерялся — какую, говорит, икону надо? И дает примеры. Батюшка посмотрел, показал, а Володя нам все сделал — не придерешься. Такое вот рукотворное чудо, — указывает на украшенную иконами стену провожатая по церкви. — Многие тут благодаря ему появились. Он нам еще такую Голгофу изобразил — нигде не сыщете. Даже епископ Тихон приезжал восхищался.

С великой осторожностью и пиететом Валентина Владимировна с рук на руки передает гостя Сергею Александровичу Зубареву — показать алтарь. Туда женщинам, даже таким пробивным, вход заказан.

— Смотрите, алтарь какой. Тоже Владимир нам расписал. От Бога был человек, — со стены, как живые, смотрят святые. Даже ветер за окном, кажется, наконец-то поутих — тени облаков больше не чертят на полу и стенах темные полосы. Мир на секунду замер. С грустью и всепониманием воззрились на гостей библейские персонажи. Частичка души незнакомого художника, почти современника, словно бы смотрит из недр штукатурки и краски: могу, и ты сможешь. Главное верь.

— Вот тут у нас библия. Очень дорогая — 24 тысячи стоит. Всем миром по копеечке собирали, — возвращает из идиллии в материю голос Сергея Александровича. И сразу становится слегка неловко — в поле зрения вплывает небольшая газовая плиточка в уголке, круглое зеркальце и одеяние на вешалке, несколько паутинок-трещин на стенах. Ощущение, что вторгся в чей-то дом, пока хозяин вышел за хлебом. Священники тоже люди.

— Сфотографируйте вот тут, пожалуйста! Нина Михайловна! Вот сюда вставай! — доносится командный голос из-за пределов алтаря. Кажется, даже лампадки дрогнули.

Впрочем, несмотря на все старания и вспышки деятельной активности Валентины Владимировны, жизнь в маленькой церквушке течет размеренно. Маленькими светлячками мерцают свечки, взирают со стен иконы. Все они здесь самодельные. В каждой частичка души прихожан и настоятеля церкви. Часть полотен — дело рук все того же "восточного Андрея Рублева", часть — результат изобретательности и старательности самих поборников веры.

— Нам люди приносят календари, какие-то вырезки из журналов. А мы сами их тут в иконы превращаем — выпиливаем доски, лаком покрываем, потом батюшка освящает, — отрывается от исписанных ровным печатным почерком листов Татьяна Петровна Павлович. — А по другому никак — где еще нам тут иконы взять?

Женщина в Востоке с 1967 года — уроженка западного побережья Сахалина училась здесь в школе, потом пошла работать на ГРЭС. Для Востока история самая типичная. Признается, что к идее церкви сперва отнеслась с прохладцей — смотрела, как немногочисленные неравнодушные возятся, превращая привычную "заброшку" в уютную церквушку. Потом присоединилась.

— Зачем? В церковь приходят в свое время. Кто-то совсем молодым приходит, кто-то — уже стариком. Пока что-то внутри не произойдет, не идут люди. Но подходит время, вот и мое подошло, — признается Татьяна Петровна. — У нас на вечернюю службу ходят человек 15, утром побольше. На большие праздники и из Вахрушева приезжают. Полный зал набирается. И молодые приходят, и старые. Недавно даже владыка Тихон приезжал — на Серафима Саровского служил.

Из-за плеча пронзительно взирает Спаситель. Тени от оконных перемычек спешат по своим делам — перебегают от иконы к иконе, прячутся за небольшие колонны-подпорки, скользят по лицам, на секунду застывают на медных боках небольших колоколов. И растворяются в теплых, трепещущих огоньках свечей — во здравие и за упокой.

— Мы вот колокола в прошлом году привезли. Хорошие, звонят, радуют. Каждую субботу и воскресенье на звонницу их вешаем, в прошлом году ее сделали. Хотим теперь колокольню построить. Но денег нет, — Сергей Александрович смотрит на колокола с нескрываемым восхищением, сжимает большие кулаки, улыбается в седые усы. Для него, кажется, вот в этом звоне и сосредоточилась вся суть церкви — живая, устремленная ввысь и вовне. И горячее желание поделиться этим чувством с еще большим количеством простых людей — неподдельное.

Жаль, денег нет на колокольню.

— Когда я сюда приехала в 80-е, тут столько было интересных людей. А у нас все Южный хвалят. Как будто у нас только там люди умные живут. Я смотрю, у нас передачи идут по телевизору — люди года и люди того-сего, в газете пишут тоже. А почему же севера забыли? Почему же севера так забыли, говорю? Проехать куда-то, где лесорубы, в Вахрушеве вот шахтеры, там даже целая улица была — дети Бухенвальда. О таких людях у вас бы расхватывали эти ваши газеты. А о них никто не рассказывает. Тут к нам газетчики как-то даже приезжали, я перед ними выступила. Они покивали да уехали — больше не приезжают к нам.

Это возмущается Валентина Владимировна. И тянет к окну — за ним, занесенные снегом, едва угадываются два мемориала — ветеранам Великой Отечественной и пацанам, погибшим во время службы в армии. Всего 160 человек.

— Памятники установили 5 лет назад. Отдел культуры к нам ни ногой, все сами, все сами. По копейке, по рублю, украшаем, делаем, — оттирает со стекла испарину. — Вот у нас еще есть памятная табличка — тут все ветераны наши. А последний листочек полупустой — люди сами приходят имена вписывают. Память чтобы оставалась.

На пороге церквушки гуляет поземка, приветливо, как своему, подлаивает пес. Занесенные снегом, суровые, как сам Север, забытые изнеженным Югом стоят воины-мемориалы. И под их пристальным взглядом спешат из школы дети, везет хлеб небольшой грузовик, шагают против ветра женщины в меховых шапках.

— Южный у нас, как отдельная республика. А мы уж тут сами. Все сами. Так там у себя и скажите, — прощается Валентина Владимировна. А вместе с ней поселковая церковь и весь Восток.

 

Самые яркие событие Сахалина в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах