Сахалинский врач рассказал о том, как работает прививка

Сахалинский врач рассказал о том, как работает прививка

Все мы прошли школьный курс биологии, знакомы с историей эпидемий, наслышаны об иммунитете и значении прививок. Однако, существенная часть жизненно важных «знаний» современного взрослого человека, к сожалению, почерпнута из соцсетей и иных сомнительных источников. Поэтому за базовой информацией об инфекциях мы обращаемся к авторитетному мнению врача-терапевта госпиталя МВД Сахалинской области Юрия ГАЛУЗИНСКОГО.

Бесценное сожительство
- Что такое инфекция?

- Это ситуация, когда в тело человека попадает микроорганизм, способный в этом теле жить и размножаться. Не всегда это сопряжено с болезнью. Болезнь – результат конфликта попавшего в наше тело микроорганизма и нашей иммунной системы. Этого конфликта может не быть – мы способны сожительствовать с огромным количеством болезнетворных микроорганизмов (пример тому – вирус простого герпеса, которым заражено около 98% популяции, который находится в теле человека всю нашу жизнь, но проявляет себя лишь в редкие пиковые моменты ослабления иммунитета). Таким образом, инфекция и инфекционное заболевание – различные понятия.
Микроорганизмы, способные не только попасть в наше тело, но и вызвать инфекционное заболевание, делятся на три основных типа: вирусы, бактерии и грибки. При среднем состоянии здоровья человека (в упрощенном, обывательском смысле) лучше всего мы защищены от грибковых инфекций – размножению и развитию в нашем теле грибков уверенно противостоят те микробы, которые живут с нами в сожительстве (симбиозе). Масса микроорганизмов, в частности бактерий, проживает в нас за наш счет и помогает нам противостоять всему остальному микромиру. Так, в кишечнике человека – до пяти-шести килограммов микроорганизмов, выполняющих самые разные функции: они допереваривают пищу, не переваренную нашими собственными переваривающими системами; подсказывают нашему иммунитету, кто из попавших внутрь через желудочно-кишечный тракт микроорганизмов нам враг, а кто – нет. Это сожительство, которое складывается между нашим телом и микромиром, следует ценить и беречь, не нарушая (к примеру, с помощью клизм или гидроколонотерапии) без веских на то оснований. Прием антибиотиков при инфекционных заболеваниях – мера вынужденная и вполне обоснованная.
Интересный факт: один из современных способов лечения различных иммунных нарушений состоит в пересадке микрофлоры кишечника от одного человека к другому. Для этого выбирают людей, живущих вдали от центров цивилизации, не употребляющих в пищу консервантов, красителей и других вредных веществ, - имеющих самую естественную микробную флору кишечника. Такая пересадка категорически меняет здоровье больного человека в лучшую сторону!
- С какими опасными инфекциями пришлось столкнуться человечеству?
- Огромное количество инфекций, которые выкашивали за всю нашу историю миллионы людей, побудило человека к попыткам противостоять этой угрозе. Приведем примеры.
К 15-17 годам мы все инфицируемся бактерией, которая способна дать развитие туберкулеза как болезни. Хоть как-то контролировать эту болезнь, ранее уносившую огромное количество людей, удалось с помощью прививки и антибиотиков. Такая страшная инфекция, как холера, «славилась» высочайшей распространенностью. Вспомним сибирскую язву. Когда в офис президента США прислали пакетик со спорами сибирской язвы, Джордж Буш распорядился привить от нее всю армию! Сегодня мы спокойно относимся к «банальному» столбняку. Но это страшная инфекция, поражающая мозг, заканчивающаяся летальным исходом в 80% случаев (ни в какое сравнение не идет с новым коронавирусом). Или бешенство – инфекция, которая убивает человека вне всяких сомнений! Если вообразить пандемию бешенства, то она однозначно лишит жизни большую часть человечества, потому что прививочного материала явно недостаточно, а действует он не моментально. Да и мы не привиты все подряд по эпидемическим показаниям.
Вокруг нас существует масса инфекций, и каждая из них способна одолеть человека (причем убить почти со стопроцентной вероятностью). Встречи со многими инфекциями мы уже не боимся так сильно, потому что они взяты под контроль с помощью прививок и лекарств. Всем знакомый сифилис, теперь вполне излечимый антибиотиками, еще совсем недавно был страшной болезнью. А другая болезнь, распространяющаяся половым путем, СПИД, неизлечима по сей день, но уверенно замедляется при приеме лекарств, сдерживающих размножение вируса.
Любая форма из микромира, которая способна дать развитие заболевания в нашем теле – опасна. Весь смысл наших действий сводится к тому, как мы можем ее контролировать. Способа два: лекарства, достоверно уничтожающие инфекцию в теле; средства, предупреждающие возникновение инфекционного заболевания в теле, «знакомящие» с болезнетворным организмом иммунную систему, которая естественно обороняет нас от инфекционных причин смерти.


Знать врага в лицо
- Как работает наш иммунитет?

- Формирование человека длится всю его жизнь, всему учится человеческий организм. И тело с его иммунной системой точно так же учится отвечать на инфекционные угрозы. Этот процесс не прекращается до самой смерти, но наиболее активен он от рождения и до 16 лет (ответственна за него вилочковая железа, которая атрофируется примерно к 17 годам). Вилочковая железа производит клетки (клетки памяти), способные при соприкосновении с любым микроорганизмом (что вирусом, что бактерией, что грибком) запомнить его как болезнетворный, как врага. Эта память годы хранится в теле человека. И от того обстоятельства, может ли тот или иной микроорганизм вызвать это запоминание в клетках памяти, зависит, будет ли иммунитет после перенесенной инфекции или встречи с ней существовать всю жизнь или будет кратковременным. Дело в том, что все микроорганизмы имеют разные молекулы-обозначители своей болезнетворности. Наши клетки памяти, к сожалению, иногда обманываются, не идентифицируют «чужого». Иммунная система в состоянии разрушить любые клетки! Весь фокус в том, что часть микроорганизмов (в том числе и раковые клетки) умеет обманывать иммунитет, обозначая себя как «свой». В таких случаях никто не трогает невидимого врага.
Мало того, нужно учесть, что большая часть тех же вирусных инфекций – инфекции внутриклеточные. Это значит, что вирус размножается внутри нашей живой клетки, которая впоследствии погибает, но ее оболочка остается – анклав уже размножившихся в большом количестве вирусов защищен оболочкой как обозначителем для иммунитета, что это по-прежнему своя клетка. Когда оболочка наконец разрушена, вирусов уже слишком много для их мгновенного уничтожения лейкоцитами. Часть из них успевает инфицировать следующие клетки. Исход болезни зависит от взаимоотношения количества инфицированных клеток и погибших вирусов.
- Отличаются ли способности иммунитетов разных людей вовремя распознать «врага»? Что способствует формированию более «умного» иммунитета?
- Отличаются однозначно. Начнем с генетики – все мы очень разные, наши органы и ткани, вплоть до биохимического уровня, сильно отличаются. Способность воспринимать и запоминать чужеродные микроорганизмы у каждого человека своя. Мы уже говорили, что эта способность активно отвечать на внедрение «врага» формируется с младенчества. Родившись стерильными, уже с первыми порциями еды мы получаем в желудочно-кишечный тракт инородные микроорганизмы – начинается формирование симбиоза, который позволит жить в этой среде дальше. Если ребенок в определенном возрасте «все тащит в рот», он заставляет свою иммунную систему пройти огромную школу. Без этого опыта тело подрастет, вилочковая железа атрофируется, а в клеточной памяти информации о микроорганизмах «свой-чужой» будет недостаточно для эффективного противостояния инфекциям. Такой организм станет словно подслеповат, не разбирая, кто есть свой, а кто – чужой. И это очень плохо.
Все чаще мы видим избыточные реакции на внедрение того или иного микроорганизма или внедрение чего-то чужеродного в наше тело, вплоть до бурной запредельной реакции – аллергии.
- С чего началась борьба с инфекционными заболеваниями?
- Издревле, сталкиваясь с инфекциями, которые жестоко расправлялись с людьми, умерщвляя сотни, тысячи, миллионы, человечество вынуждено было придумывать способы борьбы против этих напастей. Лекарств не было (первому антибиотику-пенициллину нет еще и ста лет).

Способы борьбы
- Говорят, эра антибиотиков уже подходит к концу. Что взамен предлагает нам наука?

- Действительно, антибиотики перестают быть столь действенны. Нам остается один путь – противостоять инфекции своей иммунной системой, которая универсальна в смысле борьбы с любыми микроорганизмами. К сожалению, наша иммунная система только слабеет, подрываемая плохой экологией, пищей с огромным количеством «химикатов», стрессами и депрессиями. Но даже в таких сложных противостояниях, как онкология (это противостояние организма и клетки, которая из человеческой превратилась в похожую на человеческую, но живущую совершенно бесконтрольно), раньше мы просто пытались напрямую уничтожать раковую клетку (радиационным облучением или химией), а сегодня огромное значение приобрели лекарства, имитирующие вещества, вырабатываемые нашей иммунной системой для борьбы с чем-то чужеродным.
Иммунитет очень успешно борется со многими инфекциями. Но есть микроорганизмы, размножающиеся слишком быстро – иммунная система не успевает при первой встрече сдержать развитие болезни. В этих случаях требуются лекарства: противовирусные и антибиотики. Изобретение противовирусных препаратов сегодня на подъеме. Антибиотики тоже рано совсем списывать со счетов.
Повторюсь, вирус размножается внутри клетки, прячась в нее. Но у него есть и слабое место – отсутствие собственного аппарата размножения и необходимого для размножения материала. Это делает его оборону достаточно слабой, если он находится во внешней для себя среде, то есть вне клетки. Вирус – не клеточная структура. Он имеет внутри молекулу, передающую наследственную информацию (ДНК или РНК), и несколько слоев белковых молекул вокруг для защиты от повреждающих факторов внешней среды. Цель у вируса одна – жить, но вовсе не погубить носителя, потому как носитель – та площадка, на которой вирус живет. Смертность от любой инфекции в течение ее эпидемии всегда меняется – снижается. Последние вирусные инфекции: птичий грипп, свиной грипп, новый COVID-19, лихорадка Эбола не стремились уничтожить популяцию, а были «намерены» паразитировать, размножаться. Перечисленные вирусы пришли к нам от животных, потому что базово паразитируют у животных и там не вызывают такой смертности. Какими-то болезнями животных мы не болеем совсем (даже при попадании возбудителя в наш организм), эти же вирусы оказались для человека опасны.
- Как сегодня обстоят дела с лекарствами от инфекций?
- В соответствии с тремя группами инфекций (грибки, вирусы и микробы) существует и три вида лекарств: противогрибковые химические соединения, противовирусные химические соединения и антибиотики, способные уничтожать бактериальные клетки.
Противовирусные препараты в основной своей массе – это молекулы, которые имитируют составную часть передающей наследственную информацию молекулы (ДНК или РНК) внутри вируса. И ДНК и РНК – это полимер, цепочка из четырех мономеров. При размножении эта молекула должна удвоиться, чтобы создать еще один такой же вирус. Если же ввести в игру лекарство, которое будет способно встраиваться в эту цепочку, но на самом деле не будет управляться вирусом (то есть фальшивку), цепь не сможет удвоиться, процесс размножения прекратится. В этом принцип современных противовирусных препаратов, «-виров» (примером которых может служить Ацикловир, лекарство от простого герпеса).
Для противовирусной терапии также используются лекарства, которые помогают «высветить» перед иммунной системой «чужого», указать на присутствие вируса. Тогда клетки иммунной системы уверенно нападают на «врага».
Разговоры о том, что противовирусные препараты – блеф, обман фармацевтических компаний, не выдерживают критики. Вспомним две такие инфекции, как гепатит B и гепатит C. Кстати, последний тоже относится к коронавирусам, которые имеют свойство очень быстро мутировать (изменяется состав молекулы, передающий наследственную информацию – в случае коронавируса это РНК). Вирус гепатита С успевает мутировать не в глобальных масштабах, а в течение болезни одного конкретного человека. Еще совсем недавно вирус давал много смертей и рака печени. Но лекарство было изобретено, и оно не просто останавливает его размножение, но и уничтожает всю популяцию вируса! Сегодня гепатит С – излечимая инфекция. А вот гепатит В мутирует медленно, и поэтому в его случае действенна прививка. Она представляет собой синтетически приготовленный белок поверхностного слоя вируса гепатита В, который обозначает его для иммунной системы. Его (этот белок) синтезируют отдельно от наследственной информации вируса, вводят в тело человека, и иммунные клетки имеют возможность запомнить его. Эта прививка внесена в федеральный календарь прививок.

Ода кишечнику
- Можно ли утверждать, что иммунитет всегда знает, как победить врага, ему лишь нужно помочь его распознать?

- Средства борьбы есть, но иммунитет должен разглядеть: враг перед ним или друг. Поэтому так важен кишечник. Часть клеток, живущих в нем, напрямую взаимодействует с микробами, попавшими внутрь человека с пищей. А точнее, уничтожает их. «Наш» микроб, живущий на стенках кишечника, разрушает пришлого микроба, берет кусочек его ДНК (молекулы с наследственной информацией), встраивает в свою ДНК и показывает клеткам иммунной системы. Эти кишечные структуры схожи с миндалинами в горле, продуцирующими лимфоциты, относящиеся к иммунной системе (и те и другие – своего рода сторожевые посты). В кишечнике это – Пейеровы бляшки, скопления лимфоидной ткани. Аппендицит – одна из таких миндалин, его воспаление для кишечника – все равно что ангина.
Но не всякий микроб, не всякий вирус дает длинный иммунитет. Не всякая инфекционная болезнь идет с образованием клеток памяти. Отсюда – сезонный грипп, которым мы болеем регулярно, а не единожды в жизни. Есть предположения, что новый коронавирус тоже будет мутировать и превратится в сезонное заболевание. Это означает еще и то, что он будет ослабевать в смысле способности давать болезнь и смертность. Уже сейчас ярко выраженное заболевание присутствует только у 20% инфицированных. И только десятая часть из этих 20% требует реанимационных мероприятий. Правда, это все равно смерти, которых не отменить, какой бы процент они не составляли...


Спасибо корове за вакцину
- Как работает прививка?

- Еще до того, как люди научились изобретать химические молекулы, способные бороться с теми или иными микроорганизмами (лекарства), они пытались противостоять инфекциям. Широко распространена в прошлом была натуральная оспа – заболевание, поражающее все органы и ткани без исключения. Очень похожим на человеческую болезнь было течение коровьей оспы. Люди заметили, что тот, кто соприкасается с больными коровами, не болеет натуральной оспой. Возникло предположение: если попытаться заразить человека коровьей оспой (не столь опасной для людей), то он будет защищен от оспы натуральной. Издревле эти попытки имели успех. Но информационно так случилось, что именно Эдвард Дженнер попал в историю как родоначальник прививочного принципа. Он, как и многие исследователи до него, взял материал из гнойников больной коровы и привил мальчику. У ребенка была реакция в виде температуры и недомоганий, но он не заболел впоследствии, находясь в очаге натуральной оспы. То вещество, чем прививают, назвали вакциной (от латинского «vacca» - корова).
Надо сказать, что именно вакцинирование, прививки, наряду с антибиотиками, дали категорическое увеличение продолжительности жизни человека. Даже в начале 20 века люди жили очень недолго. В 50 лет ты был уже стариком. От инфекций умирали очень бурно. Кутузов умер во время победоносного пути во Францию от воспаления легких (от инфекции). Из пятнадцати детей в семье моей бабушки во взрослую жизнь ушли восемь, и это было вполне обычным делом. Выживал тот, кто имел исключительно мобилизованную иммунную систему, мог противостоять многочисленным соприкосновениям с болезнетворными микробами и вирусами.
Даже сейчас, в эру антибиотиков, такое заболевание, как пневмония, является очень грозным заболеванием. Именно воспаление, развивающееся в легочной ткани, зачастую становится непосредственной причиной смерти больных, зараженных COVID-19. Поэтому все разговоры о вреде прививок опасны. Заметьте, сейчас таких публичных утверждений гораздо меньше – мы напуганы пандемией. И это правильно. Смерть – вещь упрямая, обозначить ее по-другому невозможно: вот был человек, а вот его уже нет. Если умерло пятьсот медработников (здоровых, работоспособных людей, в распоряжении которых были знания, средства защиты, медикаменты и т. д.), если среди попадающих в реанимационное отделение 40% - больные, младше 40 лет, значит опасность реальна, не преувеличена в угоду чьим-то интересам! Поэтому хулить прививки – просто преступно. Так может говорить либо глупый человек, либо категорически желающий, чтобы количество живущих на Земле уменьшилось.
Мы однозначно должны ждать вакцины от COVID-19, они уже на подходе. Суть поиска разных прививок от коронавируса в следующем. Чтобы образовался иммунитет, мы должны как-то обозначить эту инфекцию для клеток иммунной системы. Причем сделать это нужно таким образом, чтобы клетки запомнили информацию надолго, а не просто выработали белки, способные убивать инфекционное начало. Формирование множества видов вакцин для COVID-19 увеличит эффективность иммунного ответа.
- Как предотвратить массовую истерию по поводу чипирования населения посредством прививок от COVID-19? Ведь это может повлечь отказ больших групп населения от вакцинирования.
- Для многих возможность отслеживать каждого человека, контроль над людьми, как над подопытными мышами – зло. Но почему возникла связка между вакциной и чипированием? Кто-то предположил, что с помощью укола можно внедрить в тело некую электронную запчасть, чип, микропроцессор, который будет работать как передатчик информации. Возможно, кому-то и кажется привлекательным напугать людей инфекцией и они самостоятельно придут и предложат себя вакцинировать... Однако, если задаться такой целью, то найти повод поместить в человеческое тело чип не очень сложно. И если такая проблема возникнет, то любой источник электромагнитного излучения в нашем теле можно легко определить, а значит, и удалить! То есть в принципе чипирование возможно. Но кто будет этим заниматься, если любой чип без труда обнаруживается и механически извлекается? Если вы категорически против подобной «игры» с электроникой, вам нечего бояться.

СПРАВКА МК
Коронавирус – это такой тип построения вирусного тела: на его поверхности расположены молекулы белка, выглядящие как корона. Молекулы белка в форме короны предназначены для того, чтобы вирус мог пристать, прицепиться к клетке.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28 от 8 июля 2020

Заголовок в газете: Инфекции, среди которых мы выживаем

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру