Скоро православные сахалинцы будут отмечать День Святой Троицы

Скоро православные сахалинцы будут отмечать  День Святой Троицы

Седьмого июня православные христиане вновь будут праздновать День Святой Троицы. Какие смыслы вложены в это торжество, о чем должны знать верующие, а к какому уровню понимания могут лишь стремиться, расскажет владыка АКСИЙ, архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский.


Кому в дар, кому – в назидание
- Каким событиям посвящен этот праздник?
- День Святой Троицы по-другому называется Пятидесятницей, так как совершается на пятидесятый день после Пасхи, или Светлого Христова Воскресения. Поводом к новому прочтению этого праздника послужили следующие события. Апостолы после Вознесения Христова (которое свершилось на сороковой день) разошлись в Иерусалиме по своим домам и пребывали в тоске – Господь их покинул. Дело в том, что до этого, в течение сорока дней, Он им являлся, беседовал с ними, научал и назидал, открывал истины (правда, постигнуть эти высокие истины до конца они не могли – апостолы были неграмотны, в недавнем своем прошлом – простые рыбаки, сельские жители.) А эти десять дней между 40-м и 50-м днем апостолы находились в тоске, так как разлучились со своим Учителем.
При Вознесении Христа ученикам Его было обещано: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». И действительно, второе пришествие, в отличие от первого (через вочеловечение, рождество, воплощение), свершится в царском величии посредством сошествия с неба.
На 50-й день после Пасхи апостолы собрались в одной горнице. Вспомним, возносясь, Христос сказал апостолам, что даст им святого Духа, который поможет разуметь те тайны, о которых Он говорил, то есть обещал ученикам особую благодатную помощь. И вот «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать... Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение; ибо каждый слышал их говорящих его наречием». Способность говорить на разных языках дана была апостолам, чтобы они смогли проповедовать, распространять Евангельское учение и в Иерусалиме, и в других землях.
Здесь уместно вспомнить еще одно библейское (ветхозаветное) событие – строительство Вавилонской башни. На первый взгляд, результатом Божьего вмешательства тогда тоже стало овладение людьми многими языками. Однако апостолам знания языков и культур других народов были даны для распространения христианского учения по лицу всей земли, а вавилонянам – в назидание за горделивость и собственное превозношение (новые знания разъединили людей, лишили их возможности понимать друг друга, и дальнейшее строительство башни оказалось невозможным). Это касается и каждого православного: если мы слышим Божий глас, Он будет давать необходимые знания, а если мы лишь самоутверждаемся от совокупности своих знаний, то Господь может поступить с нами совершенно иначе...
Следует заметить, что Пятидесятница, согласно Ветхому завету, отмечалась и до описанных событий – в этот день Бог Отец дал пророку Моисею десять заповедей Книги Бытия. Но мы, в отличие от ветхозаветного правоверного иудея, празднуем именно распространение Церкви Христовой.

Знание Бога и знание о Боге
- Православные христиане верят в Единого Бога, но как Господь может быть един и троичен одновременно?

- По учению нашей церкви Святая Троица (Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух) – это один Бог, но в трех Лицах. Понять человеку это не просто сложно, а даже невозможно в силу нашей ограниченности (как понять высшую математику без ее фундаментальных основ и понятий). И сделать это только лишь с помощью разума тем более невозможно. Но вера – это уверение в невидимом как в существующем, видимом. Людям не всегда непременно нужно иметь сумму знаний о Боге, эти знания вовсе не определяют человека как верующего. Можно обладать обширными богословскими знаниями, но совершенно не чувствовать присутствия Бога в своей жизни... Знания о Боге – это не то же самое, что знание Бога.
Многие ложные учения и ереси в понимании Троицы были отринуты: неверно утверждать, что это разные проявления Бога, что между ними существует некая соподчиненность, подобие семейных отношений и т.д.). Мы говорим, что Сын Божий рождается от Бога Отца, но это не рождение в обыденном его понимании, не процесс, не действие (не было времени, когда какого-либо Лица Троицы не существовало), а образ взаимодействия, связи – Сын Божий предвечно рождается, а Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца. Между Святой Троицей нет никакого рассогласования, споров.
В христианстве Бог – личностен. Одна личность на триединого Бога! (Иначе мы бы пришли к трехбожию, что в принципе недопустимо.) У человека также есть личность, и в этом смысле мы обладаем богоподобностью, богообразностью.
Для приближения к пониманию троичности Бога удобно воспользоваться более-менее уместными аналогиями, как простыми, так и достаточно сложными. Например, святитель Спиридон в споре о сути триединства взял в руку кирпич, помолился, и тогда из руки вниз истекла вода, вверх поднялся огонь, а в руке осталась глина. Так он доказал присутствующим, что такое Троица. Существует аналогия с солнцем, которое дает свет, тепло и энергию.
Святитель же Игнатий (Брянчанинов) говорит о том, что образ человека также является одной из аналогий Пресвятой Троицы в мире: человеческий ум (Бог Отец) рождает мысль и слово (Бог Сын), а «окраска» ума и мыслей – дух ангельский (Дух Святой) либо дух дьявольский. Когда мы добры, дух наш спокоен и мирен, ум наш рождает добрые мысли, слова. И наоборот. Это взаимодействие ясно демонстрирует взаимодействие иное, более высокого уровня.
Разницу между ипостасями можно очертить следующим образом: Бог Отец посылает Сына на дело искупления, Бог Сын для всех нас это искупление совершает, а Бог Святой Дух помогает нам воспользоваться плодами искупления. Такова система взаимодействия Лиц триединого Бога.
- Что изображено на известной иконе Андрея Рублева «Троица»?
- На ней изображены три ангела за столом с предметами трапезы. Вообще, прообраз написания этой иконы – ветхозаветный. Речь идет о трех путниках, которые явились благочестивым, но бездетным Аврааму и Сарре и предрекли скорое рождение их ребенка – сына Исаака. Толкователи Священного Писания разумеют под этими тремя путниками Пресвятую Троицу в виде трех ангелов. Но Андреем Рублевым вложен в икону еще и богословский, догматический смысл. На столе стоит чаша с главою тельца (жертвенное животное согласно Ветхому Завету). Центральная фигура (Бог Отец) как бы указывает рукой на эту чашу, а ангел с левой стороны от смотрящего (Бог Сын) склоняет голову в безмолвной покорности, принимая указание без всякого противодействия. Отец как бы говорит Сыну о необходимости прийти в мир и своей жертвой спасти человечество. Если мысленно очертить силуэты двух крайних ангелов (Бога Сына и Бога Святого Духа), то можно увидеть изображение жертвенной чаши. То есть здесь присутствует новозаветная трактовка: Бог Сын совершит дело спасения, примет плоть человеческую, будет распят, умрет и воскреснет, дав нам возможность войти в Рай (которой до этого момента не существовало).

Плоды искупления
- Когда было первое упоминание Троицы в Библии?

- Если правильно перевести еврейский синодальный текст, то косвенное упоминание Троицы содержится уже в Предвечном совете – перед сотворением мира: в Ветхом Завете указывается на множественность Создателя.
Более прямое упоминание есть в Новом Завете при описании крещения Иисуса Христа: Бог Отец говорил с неба, Святой Дух сходил на Бога Сына, а Сам Сын Божий принимал крещение. Некоторое указание на Троицу есть при описании преображения на горе Фавор: голос Отца при беседе Иисуса Христа с пророками Моисеем и Илией.
Но само учение о Пресвятой Троице сформировалось у святых отцов-толкователей в третьем-четвертом веке нашей эры.
- Почему на Троицу православные храмы принято украшать травами и цветами?
- Весенние цветы и трава – это символы новой жизни. Также и Церковь Христова называет День Святой Троицы своим днем рождения. Именно с этого момента апостолы начали, путешествуя, нести проповедь и распространять слово о Христе. В этот день священнослужители надевают зеленое облачение, храм украшается травами и цветами, зелеными ветками.
- Почему суббота перед Праздником Троицы стала днем особого поминовения усопших, Троицкой родительской субботой? И как в этот особый день проявить свою любовь к оставившим этот мир?
- Дело в том, что на Троицу после литургии совершается праздничная вечерня, на которой коленопреклоненно читаются молитвы об усопших, даже о тех, кто находится в аду (но не о тех, кто самовольно окончил жизнь!). Поэтому перед Троицей и положено совершать особое поминовение усопших сродников - прийти в храм, написать записочку о своих умерших родных. Не будем забывать, что молитва простирается и по ту сторону жизни, связывая нас с ушедшими, которые больше не могут молиться за себя.
- На следующий день после Пятидесятницы православной церковью празднуется Духов День. Зачем Святому Духу отдельный праздник?
- Действительно, в православной церкви особым образом празднуется третье Лицо Пресвятой Троицы – Пресвятой Дух. На следующий день совершается отдельное почитание этой ипостаси, которая – животворит, дает нам способность усваивать те таинства, которые мы принимаем в церкви, те плоды от искупления, которые принес нам Христос. Это и есть «роль» Святого Духа – помочь, когда нам не хватает собственных сил совершить исправление.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 3 июня 2020

Заголовок в газете: Непостижимый догмат

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру