Сахалинцы рассказывают о "покорении" Камчатки

Если на земле есть рай, то он находится в Налычевской долине
Окончание. Начало в №18

«На Камчатке лета не бывает вообще!» - радостно сообщает камчатский бард в одной из своих песен. Неправда!..

По медвежьим следам
Мы отдыхаем у мостика, перекинутого через ручеек, протекающий поперек кордона «Центральный», что находится в природном парке «Налычево». Туристы на кордон приходят через перевалы Авачинский либо Пиначевский. Можно долго и сложно пробираться по бездорожью на вахтовке. Или же вертолетом.
На кордоне туристов ждут три горячих источника на любой температурный вкус. Чем мы, несмотря на жаркое камчатское солнце, спешим воспользоваться. Рюкзаки сброшены у комфортной раздевалки третьего источника, мы быстро совершаем омовение в холодной воде реки Горячей и с превеликим облегчением погружаемся в ласковые теплые воды. Термофильные водоросли темно-зелеными «дворцами и башнями» обрамляют окружность бассейна. Со дна, словно ниточки бус, поднимаются пузырьки, щекоча наши уставшие организмы. Ласково освежает ветерок. Сверху, с дощатой площадки на  высоком берегу реки, нам улыбается японская туристка, путешествующая по Камчатке на вертолете. Если есть на свете рай, то он находится здесь, в Налычевской долине.
Но хорошего понемножку. Надо искать место для ночлега. Наскоро собравшись, мы снова бредем с рюкзаками на плечах. Идти после принятия ванн гораздо легче, несмотря на то что становится все жарче. Пересекаем урочище Медвежья тундра,  оправдывающее свое название характерными следами пребывания хозяина этих мест. Сам хозяин по-прежнему нам на глаза не попадается. Ну и славненько. Километрах в двух от кордона и источников есть несколько полян для палаточных лагерей – там уже обосновались группы, с которыми мы встретились на пути. Ребята живенько интересуются, видели ли мы мишку. Оказывается, мы прошли мимо него, не заметив. Они же шли следом за нами и оказались внимательнее. Да и здесь, в тундре, гулял еще один косолапый, позировал туристам, но нам тоже на глаза не попался.

Ближе к Дзензуру
Вечереет, становится прохладнее, появляются комары. Тургруппы собираются поближе к своим кострам-очагам, мы же прячемся в палатку - завтра снова переход в сторону Таловских горячих источников, поближе к вулканам Дзензур и Жупановский. Пока погода позволяет нам ими любоваться издалека. Как там будет дальше - неизвестно. Лето на Камчатке, безусловно, есть, мы это точно знаем. Но как долго оно будет к нам благосклонно?
Утро радует нас погодой. День обещает быть солнечным, а пока прохладно. Мы уходим к Таловским горячим источникам. Путь наш пролегает по преимущественно березовым лесам, идем по хорошей тропе, с мостиками через речки, с дивными полянами-коврами из краснокнижных орхидей - венериных башмачков Ятабе, приводящих меня в неописуемый восторг. Незаметно проходим перевал с названием «Малыш»  и вскоре подходим к развилке тропинок. Указатель на тропе гласит, что рядом находятся источники Краеведческие. Решаем, что надо осмотреть объект. Тем более что погода позволяет, да и плечам надо дать отдых. Оставляем рюкзаки на развилке, идем налегке. Минуты через две оказываемся словно на другой планете - с небольшого холма радиально стекают ручейки, окрашивая склон в охристо-оранжевый цвет, под лучами солнца вспыхивающий красным оттенком. Вода в ручейках на ощупь слегка теплая. Поднимаюсь повыше, нахожу один исток, снова опускаю ладонь в воду. Хотя Краеведческие источники и называются горячими, на самом деле они слегка теплые. А местность вокруг изумительно красивая, необычная. Кусочек марсианских декораций среди тайги. Впрочем, задерживаемся мы здесь ненадолго, фотографируем и спешим к рюкзакам. Совсем нет  желания искушать любопытством хозяев здешней тайги.
Еще немного проходим и выходим к  реке Таловой, которая и является нашей целью. На одной из полян обустроены места для палаток, стоит инспекторский домик, у реки оборудованы купальни с горячей водой и помещением для переодевания на берегу. К стоянке мы пришли, опередив другие группы, что позволило нам не стесняться в выборе места под палатку. Пока обустраивались, запасались водой, оглядывались и просто отдыхали - наши новые знакомые постепенно догоняли нас на маршруте. Компания подобралась хорошая, доброжелательная, главное - не шумная. Петрович, уже бывавший в этих местах, зовет искать знакомые «ванночки» на берегу реки. Кое-какие следы прежнего благоустройства выходов горячих вод еще  заметны, но время внесло свои коррективы, «ванночки» требуют очистки от водорослей и грязей. Дальше на берегу, выше по течению реки мы находим еще пару выходов термальных  вод, но они представляют собой заиленные топкие участки, ходить по которым не комфортно - очень уж горячо. Но растения какие-то растут, водоросли опять же... Несмотря на то что местами в реке встречаются очень горячие выходы термальных вод, сама река очень холодная и рыба здесь есть. Посчастливилось заметить молодь лосося.
День на Таловских вместе с переходом, в общем, получился весьма неплохим - погода, новые впечатления, картинки, знакомства - все сложилось как нельзя лучше. Немножко огорчили туристы, вернувшиеся с радиального выхода к вулкану Дзензур. Небольшая группа, пришедшая днем ранее и обосновавшаяся в инспекторском домике, не смогла совершить восхождение на вулкан из-за тающего ледника на склонах вулкана. Да, неприятно. Так бывает - иногда горы не пускают к себе. Нам тоже не случилось уйти в сторону Дзензура - на следующий день погода испортилась и не оставалось ничего, кроме как «батониться» - принимать термальные ванны, спать и изучать местную растительность.
Обратный путь от Таловских источников до Центрального кордона протяженностью двенадцать километров мы проскочили практически незаметно, вернулись на прежние стоянки, и, поскольку погода отказалась нас баловать окружающими видами, мы решили «баловаться» в источниках. Исследовали все три бассейна. Оказалось, что температура воды во всех трех разная. Самый горячий - средний.  Зато в нем приятно сидеть, осознавая, что «там, снаружи», идет премерзкий холодный дождь.
Разомлев от водных процедур, возвращаемся в лагерь, балуемся чаем с конфетками и вдруг слышим звонкие постукивания и покрикивания людей, тоже идущих от источников. «Соседи, вы дома?» - обращаются они к нам. Утвердительно отвечаем. «Тут медведь рядом ходит, большой такой, мы его отогнали, будьте осторожны!» - предупреждают нас. Да что ж такое! Снова хозяина видели все, кроме нас. Хотя... не очень-то и хотелось...

Обратный путь
В Налычевском парке есть довольно много незаурядных маршрутов для туристов. И посмотреть, и развлечься, и расширить кругозор. На любой вкус. Зимой, кстати, маршруты тоже интересны. И могу, конечно, ошибаться, но здесь, в долине между Авачинско-Корякской и Дзензуро-Жупановской группами вулканов, лета чуть больше, чем там, на «югах» Камчатского полуострова. Но нам пора туда - на юга, обратно за Корякский перевал. Приняв напоследок ванну у реки Горячей, выходим в путь. Дорога обратно всегда короче почему-то. Немного изменилась тропа, где-то подтаяли снежники, по которым мы проходили ручьи, расцвели новые растения, появилось больше медвежьих следов, ну или мне так кажется. Проходим так полюбившиеся Аагские нарзаны, набираем воды впрок. Уходим к перевалу. Стараемся подойти повыше и поближе, чтобы завтра путь был короче. Находим чудесную поляну для лагеря. Здесь хорошо. Мы в стороне от всех троп - мало кто ходит через Корякский перевал, хотя он заслуживает внимания, красив, величественен, строг и в меру приветлив.
Утро туманно, перевал затянут облачностью, но есть надежда на хорошую погоду. С другой стороны, в Налычевской долине, просыпается лето. Собираем лагерь, выходим.
Чем выше поднимаемся в перевал мы, тем чище становится небо. Повезло нам с погодой все-таки. За перевалом снова вспугиваем мелкого медведя - видим только свежие следы убежавшего испуганного малыша. Видимо, тот же, который встретился нам в начале пути. Туман тем временем почти весь развеялся, осталась лишь небольшая дымка там, внизу, где пока ничего не угадывается. Но мы-то точно знаем, что она там есть… Цивилизация.
Вскоре выходим на дорогу, долго-долго идем до СОТа с говорящим названием «Медвежий Угол». Мне кажется, так я не устала за весь поход, как здесь, топая по пыльной грунтовке среди дач. Скоро подойдет автобус, на лобовом стекле которого красуются разноцветные глаза собаки хаски, и увезет нас в город – туда, где «лета не бывает вообще»...