Как сахалинцы Камчатку покоряли

Один житель Санкт-Петербурга, очарованный Камчаткой, написал однажды небольшое стихотворение:
«Если бы я был вулканом -
я бы спал триста лет и курил во сне.
Подружился бы с ураганом
и подмигивал каждой новой луне.
И мне показалось бы странным,
что мог бы не быть я вулканом…»

Сквозь облака
И вот я уже в сине-белом самолете, улетаю смотреть на эти самые вулканы... На Сахалине по-июньски туманно и прохладно. Как всегда. Самолет, взлетая, продирается сквозь молочную пелену. Кажется, что даже ему холодно - он дрожит, но держит свой путь туда, к таинственным исполинам, выдыхающим дым и огонь. Пробившись сквозь облака, летит-спешит над Охотским морем на северо-восток, где уже проявляется серая полоса суши, которая вскоре превращается в зеленую гладь юго-западного побережья Камчатки. Еще немного - и гладь начинает «морщиниться» горами. Горы становятся все очерченнее и белее, контрастнее. Командир воздушного судна оповещает о снижении, самолет слегка поворачивает вправо и... И по левому борту предстает гряда вулканов, самым эффектным из которых, конечно, является вулкан Корякская сопка - абсолютная пирамида, заснеженная, строгая и величественная. Рядом словно возлежит на своем вулкановом ложе Авачинская сопка. А наш самолет, продолжая снижение, все поворачивает вправо, и картинка меняется на кружево Авачинской губы с множеством мысов, знаменитыми скалами «Три брата» и крошечными судами на сине-зеленой глади воды.  Приземляемся в аэропорту Елизово. Вулканы - вот они, рядом!

На границе снега
Встречают меня мой знакомый Николай Петрович, прибывший на Камчатку чуть раньше меня, и Татьяна - наша общая подруга. Я все не могу прийти в себя от «визитной карточки» – вида сверху – и бормочу: «Как здесь люди живут, каждый день видя эту красоту...»
Не успев как следует привыкнуть к окружающим красотам, уже идем знакомиться с ними поближе. Решено двинуться в Налычевскую долину через Корякский перевал. Небольшие сборы, ветка маршрута - и пошли. Выезжаем из Петропавловска-Камчатского на «дачном» автобусе до нужной остановки. Называется она «СОТ (садово-огородническое товарищество) «Медвежий угол». Название говорящее, да... Проходим по переулку СОТа, знакомясь с местными собаками, и уходим по неплохой дороге с небольшим набором высоты в сторону перевала. Сначала по лесу, потом начинаются поляны, дорога становится не такой ровной и приятной, да и усталость накатывается постепенно. И только медвежьи следы не позволяют ослаблять внимание. Идем, кажется, вечность. Хорошо, что солнце не злое. И вообще, хорошо, что солнце - ибо погода в любой момент может измениться не в лучшую сторону. Выходим к руслу ручья. Ручей ледникового типа, еще пока «дремлет» под снегом, местами вскрывается. Мы уже на границе снега. Перебираемся через русло ручья, выходим на одну из лавовых гряд. Приходится пробираться сквозь заросли ольховника, покрикивая, предупреждая о своем присутствии возможных медведей. Задача очень непростая. Снова спускаемся в русло ручья, уже другого, и снова взбираемся на гряду. Обращаем внимание, что не одни мы здесь проходим: тропа отмечена турами - определенным образом сложенными камнями. Вон, на ветке привязана старая-старая тряпочка - «маячок», а тропы никакой нет. Ориентируемся на «маячок», с трудом, но проходим – снова продираемся сквозь заросли ольховника и находим поляну, кстати, весьма гостеприимную. Первый лагерь разбивать будем здесь - дальше такого удобного места может не быть. Вода, правда, далековато…
Пока Николай Петрович ходит по воду, я брожу по окрестностям в поиске дров с фальшфейером в руке и, кажется, чую медведей каждой клеткой своего тела... Где-то же они есть, и наверняка рядом... Вскоре среди ветвей стланика мелькает красная куртка Петровича – мне становится спокойней и даже веселей, и нафантазированные мной медведи вдруг уходят куда-то подальше. А вокруг красота! Корякский вулкан - вот он, нацепил на вершину пушистое облако! Где-то внизу блестят окнами домики СОТов, где-то Елизово, люди, суета. А мы здесь, и медведи здесь, и тишина... Сегодня отдыхаем. Завтра предстоит штурмовать перевал, а там источники, красоты невиданные и вообще...

Веселая «пересеченка»
Утро выдалось спокойным, слегка туманным, но вполне ходовым. Завтракаем, собираем лагерь, выходим. Путь на перевал не кажется таким уж сложным, но по ходу движения понимаю, что не все так однозначно. Снова приходится спускаться в русла сухих ручьев, пробираться по лавовым курумникам, топать вверх по снежникам, веселая такая пересеченка. И да! Как же без медведей! Встретили малыша-двухлетку, слизывающего мошек со снега. Пришлось спугнуть - побежал впереди нас по сыреющему снегу. Тяжело ему, страшно. Оглядывается, видит нас, опасных монстров, и снова бежит. Жалко его, но и нам пройти надо. Разошлись миром. За перевалом никого не встретили, но свежие следы впечатлили - огромные! Малышу нашему есть кого остерегаться, кроме нас.
Прошли шлаковое образование, вышли на курумник, потом начались поляны, путь стал приятнее. Спустились с перевала. Ищем обещанные Петровичем Корякские нарзаны. Навигатор и рыжая местность впереди навели нас на верное направление. У нарзанов недолго отдыхаем.
Сами нарзаны бьют ключом под зеленой поляной, покрывая низинку у ручья рыже-ржавым налетом. Вода естественно-газированная с запахом сероводорода и привкусом железа. Но после талой пресной воды вполне вкусная. К источникам по снежникам радиально сходятся тропинки из медвежьих следов. Видимо, нравятся нарзаны лохматым. Мы набираем воды про запас и топаем дальше. Здесь, по другую сторону перевала, виды, краски, воздух - все другое, все иначе. Мы проходим ручей, в который стекают воды нарзанных источников, и вскоре находим маркированную тропу - здесь проходит маршрут, начинающийся от другого перевала - Авачинского. Теперь идем уже по тропе. Кто-то человеческий недавно шел. Следы на снегу оплавлены, но читаются. Проходим вдоль дышащего сероводородом склона, спускаемся на поляну, указанную в навигаторе как стоянка. Очень сильный стоит здесь запах сероводорода, под склоном бьет источник, покрытый белоснежным налетом. Пробовать эту водичку почему-то не хочется…

Скромный мишка
На поляне ночевала группа, идущая с нами в попутном направлении. Еще две группы просто отдыхают. Народу прибавляется, больше не гулять нам в одиночестве – туристы в Налычевскую долину в сезон ходят регулярно. Мы тоже, отдохнув, уходим с поляны дальше. Ищем обещанный навигатором мост через реку Шумную. Мост регулярно размывает, и форсируем мы небольшую бурную речку с некоторыми сложностями, но без досадных приключений. Взбираемся по скользкому склону наверх, благо, что натянута веревка, и через некоторое время выходим к крохотному домику, табличка на котором извещает путников о том, что подошли мы к Чистинским (Аагским) источникам. После дегустации водички под домиком решаем остаться рядом на ночевку. Нарзаны - вкуснючие! Ставим палатку недалеко от них, располагаемся на ночлег.
Хоть и истоптано вокруг топтыгиным, к нам в гости он не зашел. Настоящий камчадал – гостеприимный, вежливый, скромный. Спасибо камчатскому мишке!
Утро приятное, ходовое. Мы выспались, позавтракали, набрали в запас воды аагских источников и пошли дальше - к горячим источникам Налычевской долины. В километре от места нашей ночевки собирают лагерь хабаровчане, которых мы встретили на полянах днем раньше. Идем. Местность меняет картины, начинают приставать комары. Медведей не заметили. Но они же где-то есть, поэтому идем бодро, покрикиваем громко. Тропинки по-прежнему протоптаны не только человеческими ботинками, но и когтистыми медвежьими лапами.
Вскоре выходим в долину, нам на пути попадается аншлаг-указатель. Изучаем, удивляемся километражу троп. Надо будет проверить на соответствие. По нашему навигатору и карте расстояния получились совсем другие... ну да ладно. Пока читали аншлаг, по прилегающей тропе подошла группа от Пиначевского перевала. Многочисленная и уставшая. Они остановились на отдых, мы пошли дальше. Вскоре увидели домики Налычевского парка, палку с полосатым «сачком» вдали - там вертолетная площадка. Какая-то полуразрушенная вышка у реки - спасательная?
Мы останавливаемся у мостика через ручей на отдых. Совсем скоро нас ожидает шикарный отдых в медвежьем краю. Осталось только найти место для лагеря…