Романтики небесных магистралей

Многие девочки в детстве мечтают стать стюардессами: красивая форма, самолеты, небо, возможность посмотреть мир и показать себя – мечта, а не работа! Но, к сожалению, далеко не всем удается ее осуществить

Романтики небесных магистралей
Фото автора и авиакомпании "Аврора"

О том, как стать бортпроводником и какие нюансы есть в данной профессии, нам рассказывают сотрудники авиакомпании «Аврора»: старший бортпроводник Ирина Гордеева и бортпроводник Алексей Чагин

Разные дороги в небо

Встретились для беседы мы в офисе авиакомпании, расположенном в Южно-Сахалинске. Ребята подошли к делу серьезно, пришли, как говорится, при полном параде: красивая форма, улыбки на лицах, причем не дежурные, а настоящие, теплые.

- Для многих ваша профессия овеяна романтикой и навсегда остается лишь детской мечтой. А вы мечтали о небе?

Фото: Ирина Гордеева

Ирина:

- С детства, летая на самолетах, я с восторгом смотрела на красивых и улыбчивых стюардесс, создающих атмосферу спокойствия и комфорта на борту. Казалось, что стать бортпроводником – неосуществимая мечта! Когда я окончила школу и думала о выборе профессии, узнала о том, что идет набор бортпроводников. Решила попробовать и пришла на собеседование. Из ста человек отобрали 15, из них пять не прошли ВЛЭК (врачебная летная экспертная комиссия). А мне повезло, и уже почти 10 лет, как я воплотила свою мечту в реальность!

Алексей:

- В авиацию я шел долгим путем. Устроился работать в аэропорт водителем спецавтомобиля, а затем перешел в службу авиационной безопасности аэропорта. И после восьми с половиной лет устроился в авиакомпанию «Аврора» бортпроводником.

- Учиться на бортпроводника долго?

Ирина:

- Первоначальное обу-чение профессии бортпроводника длится около трех месяцев. Курсы подготовки проходят в сертифицированном авиационном Учебном центре. Будущие бортпроводники проходят обучение по аварийно-спасательной подготовке, по оказанию доврачебной медицинской помощи, изучают психологию общения с пассажирами, проводится обучение по предоставлению сервиса на борту воздушного судна. Также в нашей профессии очень важно знание английского языка.

- Как друзья и родственники отнеслись к вашему выбору профессии?

Фото: Алексей Чагин

Алексей:

- Все отнеслись к моему выбору с уважением, ведь бортпроводником работать не легко. Многие считают, что бортпроводники – обслуживающий персонал на борту самолета, хотя это далеко не так. В наши обязанности входит множество задач, но самая главная из них – обеспечение безопасности полетов. Сейчас к моему выбору относятся с восхищением, особенно, когда видят одетым по форме. Испытывают гордость за меня.

Ирина:

- Моя семья положительно относится к выбору моей профессии и во всем меня поддерживает.

- Помните свой первый рейс?

Ирина:

- Конечно! Это было летом, рейс Южно-Сахалинск – Хабаровск, час полета туда и потом обратно.

Я была бортпроводником-стажером, меня переполняли радостные эмоции от того, что это наконец-то свершилось! Каждый раз, когда я вспоминаю стажерские рейсы, хочется выразить благодарность моим наставникам – бортпроводникам-инструкторам. Именно они помогли мне овладеть навыками, которые необходимы в этой профессии.

Алексей:

- Я тоже первый полет совершил по маршруту Южно-Сахалинск – Хабаровск. Было безумно интересно, предстояло проверить полученные знания на практике.

- Какие плюсы вашей профессии?

Ирина:

- Моя работа доставляет мне истинное удовольствие! Есть возможность посетить разные страны и города, постоянное общение с интересными людьми. Мне нравится окружать пассажиров заботой и вниманием, чтобы им было уютно, комфортно, чтобы они чувствовали себя в безопасности!

Алексей:

- Данная профессия открыла для меня много возможностей: изучение культуры разных стран, традиций, возможность совершенствоваться, т. к. идет постоянное обучение, достойная зарплата и социальный пакет.

Воздушные хулиганы

- В СМИ периодически появляется информация о дебоширах на борту. Вам приходилось сталкиваться с чем-то подобным?

Алексей:

- Такие случаи, к сожалению, случаются.

Ирина:

- В авиакомпании разработана инструкция по действиям персонала в данных ситуациях. Нередко таких пассажиров снимают с рейса или передают правоохранительным органам в аэропорту прибытия. Авиакомпания вправе внести данные пассажира в «черный список» и в дальнейшем отказать в перевозке. У бортпроводников иностранных авиакомпаний есть специальные «наборы сдерживания» - пластиковые наручники и специальные удерживающие ремни, их можно использовать, если действия пассажира угрожают безопасности полетов. Надеемся, что и российские законы нам скоро позволят применять такие средства, чтобы «нейтрализовать» дебоширов.

- А как вы понимаете, что настала пора предупреждать командира о происходящем на борту?

Алексей:

- Мы докладываем сразу же, как понимаем, что пассажир может создать угрозу безопасности полета.

Ирина:

- Анализируем поведение пассажира и делаем устное предупреждение о недопустимости нарушения правил поведения на борту ВС, принятых в авиакомпании, просим ознакомиться с «Правилами поведения» в бортовом журнале. В случае продолжения противоправных действий со стороны пассажира делаем доклад КВС и от его имени вручаем письменное предупреждение о недопустимости таких действий.

На все руки мастера

- Что должен уметь делать бортпроводник? Самолет посадить сможете, если что?

Алексей:

- Бортпроводник должен уметь грамотно действовать в любой ситуации, возникшей на борту воздушного судна.

Ирина:

- Нет, посадить самолет бортпроводник не может. У него на борту другие цели и задачи, главная из которых, после обеспечения безопасности, – создать доброжелательную, гостеприимную и комфортную атмосферу для пассажиров в полете.

- Если человек боится летать, вы можете его успокоить? Как это происходит?

Ирина:

- Конечно, таким пассажирам мы уделяем особое внимание. Успокаиваем, разговариваем, объясняем, что в нашей авиакомпании высококвалифицированный, опытный летный персонал, а также эксплуатируются надежные современные самолеты.

- Что бы вы посоветовали тем, кто боится летать?

Алексей:

- Кому-то помогает аутотренинг. Суть аутотренинга заключается в самовнушении, самонастрое: все будет хорошо!

Ирина:

- Когда пассажир поднимается на борт ВС и видит уверенных, улыбчивых бортпроводников, он настраивается на позитивный полет.

Особенности профессии

- Есть ли какие-нибудь возрастные ограничения для бортпроводников?

Ирина:

- На работу бортпроводником принимаются лица не моложе 18 лет и не старше 26 лет, для тех, кто только хочет овладеть профессией. В авиакомпании существуют требования, предъявляемые к бортпроводникам при приеме на работу, одно из которых – приятный внешний вид, создающий благоприятное впечатление, ведь бортпроводник – это лицо авиакомпании. Не менее важны коммуникабельность, стрессоустойчивость, хорошее здоровье, которое оценивает специальная комиссия – врачебно-летная экспертная комиссия. Требования распространяются на весь период работы, независимо от возраста и стажа работы. Мы должны все жизненные ситуации уметь встретить в самолете: и первую медицинскую помощь оказать, и роды принять, и знать, как действовать в различных ситуациях.

Каждый член экипажа должен быть потенциально готов к самым разным ситуациям, которые могут возникнуть на борту. Эти навыки мы получаем в процессе обучения и постоянно их отрабатываем во время регулярных тренировок.

- Как часто у вас бывают отпуска и где вы их проводите?

Ирина:

- Отпуск у бортпроводников 86 дней в году, поэтому мы отдыхаем два-три раза в год. Люблю проводить его с семьей, на теплом море, а также путешествовать по городам России и всему миру.

Алексей:

- Свой отпуск я тоже люблю проводить в теплых краях. Но и в зимнее время отдыхаю с удовольствием, т.к. есть возможность покататься на лыжах.

- Когда вы вылетаете куда-то, каждому бортпроводнику присваивается свой номер. Что он значит?

Ирина:

- В состав кабинного экипажа входит четыре бортпроводника. Старший бортпроводник организовывает, координирует работу всей бригады и обслуживает пассажиров класса «Бизнес»; бортпроводник № 2, ответственный за питание бизнес-класса, помогает старшему; № 3 и № 4 обслуживают пассажиров экономического класса и, соответственно, отвечают за прием питания и коммерческой загрузки (груза, почты, багажа). Все бортпроводники обеспечивают безопасность полета в течение всего рейса и создают комфортную обстановку на борту.

Редакция благодарит авиакомпанию «Аврора» за помощь в подготовке данного материала и поздравляет всех бортпроводников с профессиональным праздником!

Из досье МК

Ирина Гордеева родилась на Сахалине, в селе Горнозаводск Невельского района. Замужем, есть ребенок. Летает уже 9,5 лет, общий налет превышает шесть тысяч часов.

Алексей Чагин родился и вырос в Южно-Сахалинске, женат. Работает 4,5 года, общий налет превышает три тысячи часов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 17 июля 2019

Заголовок в газете: 12 июля в России отметили Всемирный день бортпроводника гражданской авиации

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру