На Сахалине прошли юбилейные Кирилло­-Мефодиевские чтения

Ежегодная региональная научно-практическая конференция проходит по инициативе Южно-Сахалинской и Курильской епархии при поддержке правительства Сахалинской области и Сахалинского государственного университета.

На Сахалине прошли юбилейные Кирилло­-Мефодиевские чтения
Фото авторов и с сайта pravosakh.ru

    Программа мероприятия, приуроченного ко дню славянской письменности, включала в себя пленарные доклады, тематический семинар, встречи, лекцию и мастер-класс.

Вечерние встречи

- Это очень важное культурное, образовательное событие для региона, - рассказывает протоиерей Виктор Горбач – Во время чтений люди получают возможность собраться вместе, обсуждать разные актуальные вопросы, слушать интересные сообщения. Ну и, конечно, самое главное – это то неформальное общение, которое происходит на любой конференции. Кирилло-Мефодиевские чтения посвящены вопросам духовно-нравственного воспитания, православной культуре, поэтому мы стараемся приглашать известных экспертов, специалистов, работающих в этой области. За эти 10 лет на нашей конференции побывало очень много разных гостей: педагоги, журналисты, писатели, историки и известные священнослужители, которые работают в сфере педагогики. Всегда на чтениях бывает очень интересный состав гостей и выступающих. В этом году к нам приехали два гостя из Москвы. Андрей Солодков, преподаватель Сретенской духовной семинарии. Он миссионер, человек, который занимается реабилитацией людей, попавших в различные деструктивные секты. Егор Холмогоров – известный публицист, писатель, историк, член Совета общества Русского исторического просвещения «Двуглавый Орел», основатель телеканала «Царьград». Региональная научно-практическая конференция за время своего существования стала традиционной. Не иссякают темы для общения. Не иссякает интерес специалистов и педагогов. Надеюсь, что будем и дальше продолжать сотрудничество с университетом и правительством области и вместе мы сможем провести не одну такую конференцию Организаторы мероприятия стараются каждый раз придумать что-то новое. В прошлом году Кирилло-Мефодиевские чтения были посвящены 25-летию со дня образования Южно-Сахалинской и Курильской епархии. Прошло несколько круглых столов и два конкурса: фотографий и сочинений. - В этот раз появился новый формат – вечерние встречи, - поясняет отец Виктор. – В рабочее время при всем желании большинство людей не может прийти на секции и пленарные заседания. Поэтому сделали несколько мероприятий специально в такое время, чтобы все желающие смогли их посетить. Это были встречи с нашими московскими гостями и с управляющим Южно-Сахалинской и Курильской епархии архиепископом Аксием. Мы вообще никого не ограничиваем в плане посещений всех мероприятий конференции. Прийти и посмотреть, послушать, может, даже что-то спросить, узнать, могут все желающие. То же самое касается и участия в Кирилло-Мефодиевских чтениях. Стать участником конференции, выступить с каким-то сообщением может любой человек, если его тема соответствует нашей. Нужно просто подать заявку в определенные сроки.

«Каждый раз везу что-то новое»

Егор Холмогоров регулярно бывает на Сахалине с 2008 года. - Приезжаю к вам всегда, если позволяет время, московские дела и здоровье. Выступал на молодежных лагерях и форумах. Рассказывал об истории, о политике, о православных основах нашей жизни. Неоднократно по приглашению епархии выступал перед верующими с беседами на церковно-общественные темы. Как-то раз владыка Тихон даже поручил проповедовать в соборе. Меня приглашали на мероприятия правительства Сахалинской области, посвященные, например, вопросам духовной безопасности, защиты народа от сект и всевозможных лжеучений. Были выступления перед студентами о русской истории, о каких-то моментах нашего прошлого, об основах русской цивилизационной идентичности. Каждый раз приезжая на Сахалин, выступаю немного в ином качестве, по сравнению с предыдущим визитом. Каждый раз стараюсь привнести что-то новое. Не повторяюсь, и это, наверное, хорошо. В этом году на Кирилло-Мефодиевские чтения меня пригласили впервые. Уверен, что подобные мероприятия необходимы. Нужно, чтобы наше общество осознало, что православие является основой нашей общественной жизни. Что это не частное увлечение группы людей, что это не клуб по интересам, это наш фундамент, который состоит не только из нашей религии, но и нашей культуры, наших букв, не случайно же эти чтения называются Кирилло-Мефодиевскими. Если мы не будем уважать эту основу, подрывать, у нас не будет никакой цивилизованной жизни. Если начнет распадаться церковная основа, то и наше государство начнет очень быстро распадаться. Постоянное напоминание об этой основе нашей общественной жизни и культуры необходимо. И чем более глубоко, с одной стороны, и корректно с другой оно будет проведено, тем лучше, тем меньше останется места всевозможным недоумениям, противостояниям, интригам и тому подобному. Такой опыт чтений, который проводится на Сахалине совместно с государством, образовательными учреждениями и церковью, при активном участии преподавателей и студентов – очень важен. Молодых людей, которые выросли в такой атмосфере, уже нельзя будет просто превратить в каких-то экстремистов, которые будут против нашей истории, общества и церкви. Господь каждого по-своему вразумляет. Не все, конечно, все эти вразумления слышат. Но обращается он к каждому. Поэтому думаю, что нужно делать так, чтобы в момент, когда человек слышит этот зов, рядом были те, кто мог бы встретить и помочь со стороны церкви. Чтобы общество не чинило препятствий этому процессу. Например, как такая возмутительная ситуация из истории нашей страны, когда в советский период происходили гонения на церковь. Она была ужасной не только тем, что убивали священников, разорялись и разрушались храмы, но и тем, что даже человеку, который хотел бы креститься, выставлялись абсолютно искусственные препоны. Меня в 1983 году крестили тайком в деревне в Калужской области, для того чтобы не навлечь на папу серьезных неприятностей на работе. Это все происходило в таком подпольном режиме… Это всё к тому, что, если есть храм, в него люди пойдут, если есть воскресная школа, в нее родители отведут своих детей. Причастность к православию дает определенные и духовные и культурные гарантии. Это в своем роде знак качества, и он важен для людей.

О вере. О жизни. О семье

 24 мая в рамках юбилейной региональной научно-практической конференции «Сахалинские Кирилло-Мефодиевские чтения» в киноконцертном зале «Комсомолец» состоялась встреча с Высокопреосвященным Аксием, архиепископом Южно-Сахалинским и Курильским.О чем говорил владыка с собравшимися? О том, что такое монашеская жизнь, что такое духовная жизнь в 21-м веке.Поблагодарив отца Виктора за представление, владыка напомнил слушателям слова Евангелия «по плодам узнаете древо», отнеся их в первую очередь к себе к клиру и священнослужителям, а затем и к мирянам. - Узнав о том, что волею Святейшего Патриарха, Священного Синода нашей церкви мне предстоит служить на Сахалине, в островной епархии, я испытал некоторое смятение. Но, как неоднократно повторял владыка Тихон, рассуждая о монашеском призвании, о монашеском пути: «никогда ни от чего не отказывайся и ни на что не напрашивайся». Даже если на новом месте служения человека ждут скорби, то их Господь посылает для укрепления веры, и все эти скорби обращаются в радость. И даже когда верующие люди испытывают малодушие, маловерие, Господь многократно утешает нас и многажды показывает, насколько он бывает близок к человеку. В этом наша вера испытывается, в этом мы познаем свою немощь, слабость человеческой природы. Только божественной силой мы можем совершать в жизни дела достойные. Если у человека в сердце и в душе мир, покой, благодать, то это человек, говоря светским языком, способен генерировать добро, быть проводником того света, о котором говорил сам Христос, о котором говорили апостолы, о котором учит и неустанно проповедует вся история нашей Православной церкви. Все эти мысли в моем сердце, в моей душе обретались. Что ждет на новом месте? Как примут люди? Как сложатся отношения? Все это достаточно важно. Но когда мы вверяем себя в руки Господа, Он всегда помогает. Подтверждение тому – многочисленные житийные рассказы, жизнеописания подвижников благочестия, которыми мы воодушевляемся. В этом смысле я в своей жизни вижу особое водительство Господа. Приоткрою секрет: меня лет с десяти называли «архиереем». Но когда мне сказали о желании Святейшего поговорить со мной и о предстоящем новом служении, сердце мое смутилось: справлюсь ли? Только облекаясь в высокий сан, понимаешь, насколько велика связанная с ним ответственность. Как мне сказал один владыка, только архиерей может понять архиерея, только Патриарх может судить о тяжести Первосвятительского креста. Сегодня мы чествуем нашего Отца, Святейшего Патриарха Кирилла. Мне очень памятны минуты, когда мне довелось общаться с ним с глазу на глаз, от сердца к сердцу. Патриарх всматривается в человека и видит в нем то, что понятно только ему. Ты сознаешь, что Господь при управлении патриархами Церкви влагает им разум, душу, сердце и мысли, необходимые для водительства божьего народа по бурному волнующемуся морю. Возвращаясь к рассказу о себе, скажу, что в детстве я ходил в храм со своей бабушкой, как это часто бывало с детьми моего поколения. Родители не были воцерковлены в полной мере, так сказать, были «захожанами» (впоследствии они стали верующими, и сейчас я беру с них пример). Я не обращал внимания на обидные, насмешливые слова сверстников, не было мне укоризненно больно от их отношения. Господь давал мне, ребенку, силы, был рядом, помогал и вразумлял меня.

Духовный отец

По окончании школы, лет в пятнадцать, посетила меня мысль стать врачом. Но, посмотрев на тяжелый труд, который должен на себя подъять будущий доктор, я смалодушничал и решил – это не для меня. Очень сложно готовиться, очень сложно трудиться, - поленился. Тогда же в полной мере созрела мысль стать священнослужителем. Не могу сказать, что мысль о монашестве была у меня очень крепка (как это обычно бывает, по рассказам других монашествующих, когда в один момент жизнь меняется и всякие сомнения на этот счет улетучиваются). Со мной все произошло естественным образом. После окончания школы я задумал поступить в семинарию и пришел к своему духовному отцу за благословением. Вопреки моим ожиданиям, он посоветовал сначала получить светское образование. Я был ошеломлен и расстроен: кому как не священнику понять мое желание? Но внутренне я смирился и доверился его опыту. Теперь я понимаю, что пять лет института я не провел впустую, они еще больше утвердили мое желание стать священнослужителем. Через месяц после защиты диплома я уже был на подворье Соловецкого монастыря в Москве (брат моего духовного отца был в то время наместником Соловецкой обители). Таким образом началась моя жизнь на подворье. Мне было сказано, что если я почувствую в себе силы стать монахом, то приму постриг и останусь на подворье продолжать учебу в соответствующем духовном учебном заведении, в семинарии. Я окунулся в богослужебную жизнь, мне стало близко монашеское богослужение, особенно полюбилось пение. В лучшие времена на подворье было всего девять-десять человек. Но даже сейчас, приезжая в Москву и приходя на братский молебен, мне кажется, что я наконец вернулся к своей привычной жизни и так будет и дальше, а то, что было до этого – лишь сон. Но есть другие заботы и обязанности: люди, архипастырский долг и ответственность другого уровня. Те годы на родном подворье глубоко запали мне в сердце. Но в жизни ни о чем не надо жалеть. Иначе – это, в некотором смысле, ропот на Бога. Если бы мы где-то не ошиблись, не оступились, то неизвестно, где бы мы сейчас обретались, стояли бы в храме: куда бы наша воля, искаженный человеческий разум, греховная природа привели бы нас? Бога надо благодарить за все, что с нами в жизни происходит. Особенно, уличив себя в зависти (почему у соседа все хорошо, несмотря на то что он и в храм не ходит, не причащается, не исповедуется…) Но это лишь мирское благополучие. Когда начинаешь за все благодарить Бога, в сердце ощущается необыкновенная теплота. Но к этому прийти не так просто, это тяжелый духовный труд. Одна из моих прихожанок всегда желала, чтобы глаза светились радостью, а на сердце было легко. Подобное состояние человека – это и его личный труд, и Божья помощь; такой человек может много и много давать тепла, добра, любви и ласки, всего того, чего нам так не хватает в жизни.  Я благодарен своему духовному отцу и наставнику. Его пример для меня очень убедителен и красочен. Он никогда не вел со мной каких-то нравоучительных бесед, более того, не вел и бесед духовных. В тот воскресный день, когда я имел возможность приезжать в храм, у него было много народу и забот. Мне казалось, что мои вопросы слишком малозначительны по сравнению с теми проблемами, с которыми люди подходили к отцу, и старался меньше отвлекать его. Я молился, и Господь разрешал мои вопросы и сомнения. Я наблюдал, как мой духовный отец общается с людьми, находится рядом, никого не торопя, выслушивает, несмотря на свою болезненность и занятость. Этот добрый пример настоящего священника запал мне в душу. В своей жизни я стараюсь поступать так же, как поступает он.

Человек сам для себя есть причина всего

В монастыре я провел без малого 15 лет (с 2002 по 2017 год), проходя разные послушания, с поправками на городской, суетный, столичный монастырь. Но спасаться можно и там, не пуская мир (в его суетном понимании) в свою келью и келью своего сердца. Все внешние обстоятельства только укрепляют нас в несении того или иного креста: монашеского, семейного… Честно признаюсь, мне кажется, что людям семейным гораздо тяжелее жить на свете, нужно выстраивать отношения с супругом, с детьми, с родителями. Я преклоняюсь пред добрыми, благополучными примерами семейной жизни, а их пред моими глазами проходит не мало. На Сахалине я увидел, что в семьях рождается много детей: двое, трое, а то и четверо, пятеро. Слава Богу, люди стараются жить по-евангельски и воспитывать своих детей по-евангельски. Семья – это основа, фундамент всего. Невозможно быть человеком с большой буквы, гордо нести это звание, если ты сам не веришь в то, что исповедуешь, проповедуешь. Мы не в полной мере понимаем, насколько это важно для сохранения общества, отечества, церкви, государства, всей цивилизации – поддержание семейных ценностей. Даже зная, как можно и должно выстраивать семейные отношения, людям все равно тяжело это сделать. Молитва и терпение в помощь всем. Мы сами себе лекарство. Как сказал священномученик Ириней Лионский: «Человек сам для себя есть причина того, что он делается иногда пшеницей, а иногда – плевелом». Все от нас исходит, и все в нас заключается. Когда человек желает услышать голос своего сердца, он его услышит. Когда он хочет, чтобы его научили, он даст эту возможность учителю, благодарно воспримет поучения. Далее я принял священный сан. Стал дьяконом, перед этим приняв монашество. На монашество я согласился легко, подумав, что очень хочется послужить Богу, хочется послужить людям. И я дал согласие на постриг. Как известно, монах пишет только одно прошение, когда поступает в монастырь. Дальше – скажут быть священником, будешь священником, скажут идти дальше, пойдёшь дальше. Сложно передать особую радость в сердце, но в эти моменты, когда ты действительно ощущаешь близость Бога, я был счастлив. Я и сейчас счастлив. Счастлив в полной мере. Иногда, неимоверно устав физически, ты счастлив тем, что отдаёшь время, пренебрегаешь своими желаниями ради других.

Нерчинская епархия

Через полтора года после дьяконства я стал священником. Потом я окончил Московскую духовную академию. Когда Святейший пригласил меня на беседу и спросил, не хочу ли я отправиться в Забайкалье, признаюсь, я впал в некоторое сомнение. Знакомые, которым я сообщал о месте своей дальнейшей службы, реагировали растерянным молчанием. Правда, Святейший предоставил мне право в любое время отказаться от службы и вернуться на подворье, продолжать священническое пастырское служение. До этого я ни разу не выезжал из центральной России на восток. Посетив свои приходы, я осознал, что не все так плохо. В этом я тоже вижу промысел Божий. Знакомые, не осознавая этого, подготовили меня к худшему варианту развития событий, а жизнь показала, что мои тяжелые опасения не оправдываются. Забайкалье – сложный регион, с непростой социально-экономической обстановкой, но люди там достойно живут, и они преподали мне не один жизненный урок. Даже люди невоцерковленные. Территория Нерчинской епархии составляет 321 тысячу квадратных километров, приходилось много ездить, преодолевать внушительные расстояния. Было сложно, но интересно. В округах, исповедующих главным образом буддизм, люди сами приходили в храм, приводили детей, просили священнослужителей посетить школу и рассказать о православии, его культурном содержании, влиянии на становление российской государственности. Я благодарен Богу и тем людям, которые меня окружали и окружают. После того как владыка ответил на вопросы присутствующих, руководитель миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии протоиерей Виктор поздравил его с днем рождения (что было неожиданно для большинства собравшихся) и заверил, что молящиеся не просто так поминают владыку Аксия на богослужениях, а искренне молятся и просят, чтобы Господь дал ему силы вести наш храм церковный, делать все возможное для развития православия на Сахалине и Курилах.

Заключительный концерт

Завершились Сахалинские Кирилло-Мефодиевские чтения 2019 года в городском парке, где для посетителей прошел концерт народных коллективов. Десятки южносахалинцев и гостей города пришли посмотреть на торжество.  - Честно говоря, я не знала, что сегодня здесь будет концерт, - признается жительница Холмска Валентина Матвеева. – Приехала в Южно-Сахалинск в гости к дочке, пошла с внуками гулять в парк, слышим – музыка играет. Остановились послушать, да и задержались. Песни поют хорошие, старые. Говорите, в честь Дня славянской письменности праздник? Это хорошо, мы должны знать свой язык. У меня гуманитарное образование, так что о значимости языка я знаю, еще со школы помню: пока жив язык, существует и народ. Молодежи нужно об этом чаще говорить. - А я знала, что здесь сегодня будет концерт, - говорит Екатерина Холодова. – У меня внучка выступает, пришла послушать ее и поддержать. Праздник правильный, раньше его почему-то не отмечали, но людям нравится. Смотрите, сколько горожан пришло послушать, значит, неравнодушны к таким датам. Концерт продолжался около полутора часов, и с каждой минутой на площадке перед сценой становилось все больше и больше зрителей. Каждый творческий коллектив они встречали и провожали громкими аплодисментами. На лицах – улыбки, а значит, праздник и правда доставил удовольствие.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 29 мая 2019

Заголовок в газете: «Православие – не частное увлечение, а основа нашей жизни»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру