В индейском племени без мамы и телевизора

Летний детский эколагерь «Родник» - очень необычный лагерь. На 15 дней дети заселяются в автономный палаточный городок, расположенный вдали от цивилизации, оснащенный альтернативными источниками энергии, живущий по собственному уставу, законам и режиму. На полмесяца ребенок становится членом племени, берет себе новое имя и начинает новую самостоятельную жизнь в условиях (и на условиях) природы.

 

В индейском племени без мамы и телевизора
Фото автора

Эколагерь имеет свой штат, охраняемую территорию и транспорт, но за 25 лет существования так и не обзавелся няньками. Самообслуживание и самообеспечение, самостоятельность и ответственность – незыблемые основы жизни в лагере. Подробнее об этом читателям рассказывает руководитель экоцентра «Родник» Александра Зацаринная

Игра  с серьезными намерениями

- Предположим, что не все наши читатели слышали о существовании экоцентра «Родник» и его летнего лагеря. Расскажите об этой возможности для ребенка – попробовать свои силы в жизни на природе.

- Эколагерь «Родник» в этом году отметит юбилей – 25 лет активной работы. За это время в лагере побывали тысячи детей и их родителей. Цель нашей деятельности – формирование экологической культуры через погружение в природу. Находясь в естественных природных условиях, дети легче обретают гармонию с окружающим миром, осознают, что природа сильнее нас, что она над нами, что мы – лишь ее часть. Мы все – и дети и взрослые – учимся в нашей «лесной школе» жить в природе и взаимодействовать друг с другом.

Насыщенная программа лагеря, устоявшаяся и проверенная временем, не исключает творческого подхода и некоторых нововведений. Мы совмещаем теоретические и практические занятия, проводим «тропы знаний», ненавязчиво обучающие ребят законам природы. Дети узнают о местных растениях, птицах, морских обитателях; обучаются основам туризма и выживания в природе (вяжут узлы, наводят переправы, ставят палатки, грамотно складывают рюкзак, разводят и поддерживают костер, готовят пищу), посещают творческие мастерские. В зависимости от того, какие педагоги-наставники работают в лагере в конкретную смену, ребята мастерят по дереву, снимают кино, изучают русские народные традиции, обряды, танцы и песни.

Постоянная, важная часть занятий – проектная деятельность. Это возможность проявить себя, свои творческие способности. Ребята очень ответственно, с душой и волнением относятся к своим проектам. Мы преодолели непонимание, отрицание, которое вызывала проектная деятельность у детей несколько лет назад. Сегодня ребята понимают, что приобретенный опыт пригодится и в школе, и в жизни в целом. Они активно предлагают собственные идеи для проектов, увлеченно воплощают их в жизнь, готовятся к защите и отстаивают проекты. Поскольку проектная работа – групповая, она сплачивает ребят, учит жить в коллективе и вместе достигать желаемых результатов. Они сами, из своей среды, выбирают руководителя проекта. Координатор (взрослый) только направляет, подсказывает, напоминает ребятам о важном. Случаются проекты, которые, родившись «на поляне», перерастают в проекты другого масштаба, к реализации которых присоединяются взрослые, дружественные нам организации, в которых участвует весь коллектив экоцентра «Родник». Примером тому «Экологическая газета», бюллетень «Экологические записки Сахалина», наш ежегодный экофестиваль.

Лентяям здесь не место

- Насколько серьезны заявления организаторов лагеря, что всем детям придется обслуживать себя самостоятельно?

- Это обещание не нужно расценивать как угрозу, рассматривать в негативном свете. Это наш плюс, преимущество, удачный и действенный воспитательный прием. Лагерь позволяет детям стать более самостоятельными. Многих родителей это привлекает. Бывает, совершенно неорганизованный ребенок, оказавшись в условиях нашего летнего лагеря (строгий распорядок дня, необходимость соблюдать устав и законы лагеря), возвращается в семью повзрослевшим, более ответственным и собранным. Тогда нас «подозревают» в применении специальных психологических тренингов. Нет. Жизнь в лагере позволяет ребенку почувствовать самоуважение, удовольствие от своей самостоятельности, бытовой независимости от взрослых, способности ежедневно самому обслуживать себя и принимать важные решения.

Помимо того, что три раза в день ребята сами готовят для себя еду, у каждого из них есть свои должностные обязанности. Никто не прохлаждается в сторонке, пока остальные работают. Например, «Щедрая рука» каждого племени получает продукты на предстоящие сутки, соотносит полученное с меню, контролирует дежурных котловых; каждый день он проходит обязательные мастерские, где получает соответствующие указания по приготовлению еды, то есть «повышает квалификацию». В каждом племени, естественно, есть вождь. Есть мастера, которые заведуют туристическим оборудованием. Есть лекари, которые могут оказать первую помощь, следят за чистотой рук и посуды. В конце дня племя собирается на Малый круг, подводит итоги и оценивает работу каждого. За ответственное выполнение своих обязанностей ребенок получает жетон. Жетон можно обменять на бусину. Бусины собираются в амулет. Самый внушительный амулет наглядно демонстрирует достоинства его обладателя. Главное достижение в лагере – стать Маугли, то есть отличиться и в выполнении должностных обязанностей, и на тропах знаний, и в проектной деятельности. За смену таких детей набирается один-два, иногда – не бывает вообще. Просто так мы звание Маугли не присваиваем никому, его надо заслужить. Дальнейшее развитие для Маугли – взять на себя обязанности волонтера или попытаться стать лучшим вождем.

Отдыхаем мы тоже с пользой. Каждый вечер в восемь часов мы проводим Большой круг, который может быть посвящен знакомству или одной из четырех природных стихий (Земля, Огонь, Вода, Воздух), Дню Нептуна или Дню Огня, играм, совместным концертам и выступлениям.

Условия жизни

- Использование альтернативной энергии в лагере, как это стало возможно? Расскажите поподробнее об условиях жизни.

- Электричество и горячую воду от солнечной энергии мы получаем относительно недавно. Благодаря компании «Эксон» у нас есть соответствующее оборудование, а также реализован проект «Ноль отходов» (построены современные туалеты с септиком биологической очистки большого объема). Тем, кто приезжает к нам сейчас, уже трудно представить прежние бытовые условия: например, раньше воду для душа мы грели только на костре.

Территория лагеря (Корсаковский район, недалеко от озера Буссе) теперь закреплена за нами на правах аренды. Мы пытаемся развивать территорию и охранять ее от вандализма других отдыхающих, рушащих те постройки, которые мы совместно с детьми возвели для общего удобства.

Все мы живем в современных туристических палатках по три-четыре человека. Большинство детей снабжено собственным снаряжением: спальником, туристическим ковриком. Список необходимого можно найти на нашем сайте. Правда, некоторые берут с собой «несколько» больше и с трудом доносят свой скарб от автобуса до места стоянки.

На протяжении всего существования летнего лагеря в нашу команду вливались самые активные и любознательные родители. В прошлом году мы решили организовать таких неугомонных мам и пап в проекте «Школа экологического родителя». У них был свой бивак, своя кухня, свое племя «РЭП» (родители-экология-природа), свой клич. В течение двух дней родители участвовали во всех мероприятиях лагеря наравне со своими детьми, и, по-моему, все остались очень довольны такой возможностью.

За лето мы успеваем провести три смены по 15 дней. Первый заезд проходит первого июля, 20 августа заканчивается третья смена. Смены набираются быстро, не все желающие успевают попасть в списки. К нам приезжают командами со своим педагогом во главе, семьями. Оптимальное количество ребят для одной смены – 75 человек, в отряде – 12-15 человек. В каждом отряде есть взрослый руководитель и его помощник, волонтер из числа опытных, бывалых ребят. В центре «Родник» для этого создан клуб волонтеров, где наши ребята занимаются, общаются, проводят различные экологические мероприятия. Это наш костяк, опора и наша надежда на будущую деятельность Центра.

- К чему должен быть готов «новенький», впервые приезжающий в летний лагерь?

- Мы ждем от ребенка желания попробовать, испытать себя. Предупреждаю, трудно совместить жизнь на природе с боязнью пауков, насекомых, разной мелкой живности. Очень приветствуется любознательность, интерес к изучению природы.

Но даже не очень заинтересованного природой городского ребенка должна увлечь атмосфера жизни на природе, в палатке, пробуждение под пение птиц, необычные игры и занятия, отношение к нему как к взрослому, самостоятельному члену племени.

Кстати

На протяжении всего существования экологического лагеря «Родник» ему оказывает поддержку министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 22 мая 2019

Заголовок в газете: Когда дети хотят и делают все сами

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру