Лучшие снимки рождаются в голове и в сердце фотографа

Каждый обладатель смартфона сегодня может претендовать на звание фотографа. Признание, однако, получает не каждый. А признание профессионального сообщества – тем более

Лучшие снимки рождаются в голове и в сердце фотографа
Фото Александра Ко

О притягательном занятии, в котором все больше и больше любителей и дилетантов, поговорим с призером всероссийского конкурса по фотографии Александром Ко.

Фото: Александр Ко

Не в наградах счастье

- Как давно вы фотографируете? Насколько работа фотографа зависит от имеющейся в его распоряжении техники?

- Фотографирую я давно, еще со времен подаренного на 16-летие фотоаппарата «Смена», но на профессиональной основе – сравнительно недавно. Около семи лет назад я приобрел Nikon D3000 с китайским дешевым объективом 18-55 мм. Помучившись с ним некоторое время и поняв, что желаемых снимков с такой техникой не получить, я купил Nikon D7000, универсальный зум и хорошую вспышку. Nikon D7000 – это фотоаппарат для продвинутых любителей, и в целом он хорош, равно как и объективы. На эту технику я фотографировал больше года различные события, друзей, коллег и по большому счету был бы доволен, если бы не стремление к лучшему.

Как ни крути, а D7000, при всех его плюсах, - не профессиональный фотоаппарат. У него усеченная матрица, а мне хотелось иметь полноформатную камеру: поработать с функционалом именно профессиональных фотоаппаратов, понять, какую картинку они дают и какие преимущества имеют. Так я купил подержанный, но практически идеальный Nikon D700. Эта камера являлась второй полнокадровой цифровой фотокамерой в линейке продукции Nikon. Она была доступна, и у нее был полный кадр – мечта всех любителей!

На Nikon D700 я снимал еще два года, включая свадьбы, фотосессии с молодыми девушками и прочую коммерцию. Потом был перерыв около двух лет, и вот больше года назад я приобрел топовый флагман Nikon D4, а также расширил «парк» объективов. С ним я начал активно снимать в коммерческом направлении.

- Какими достижениями в области фотографии можете похвастаться?

- Не буду подробно распространяться про достижения, но недавно я стал призером всероссийского конкурса «Объединяя энергию», организованного «РусГидро». Ездил в Москву на вручение премии. Организаторы полностью оплатили перелеты, трансферы, питание и хороший отель в центре города. Для нас организовали интересную программу, включая мастер-класс у известного фэшн-фотографа Олега Зотова. Было здорово. В настоящий момент моя фотография является частью фотовыставки на Арбате.

А вообще, не в наградах измеряется уровень профессионализма. Я знаю крутейших, на мой взгляд, фотографов, у которых нет никаких наград, зато полно довольных клиентов и куча заказов.

- Как и когда появился интерес к фотографии?

- Это звучит банально, но интерес к фотографии у меня был всегда. Мне было интересно, как это сделано и почему именно так. Согласитесь, есть фотографии, которые завораживают. Или вызывают «вау-эффект». Почему так? Как этого достичь? Интересно же? Вот и мне интересно.

Я человек творческий. Испытываю потребность что-то созидать. А в фотографии я нахожу выход своему творческому я. Мне нравится организаторская суета, сам процесс съемки, нравится «заморачиваться» в фоторедакторах и видеть, как преобразуется изначальное изображение. Я считаю, что есть люди потребители (разрушители), а есть созидатели. Тешу себя мыслью, что я – созидатель.

Также, кроме творчества, фотографирование может приносить деньги, и это тоже не слабый мотиватор.

Честное изображение

- При современных возможностях смартфонов, есть ли у профессии фотографа будущее?

- Такой вопрос мне задают часто. Да и не только мне, думаю, все фотографы слышат: «Скоро ваши бандуры будут не нужны, все будет сниматься на телефон!»

Конечно будет. Но не так уж и скоро, ведь производители фотокамер не стоят на месте. Они тоже развиваются, и притом очень активно. Ну и плюс дело в физике. Оптические схемы объективов с настоящими линзами дают честное изображение. Пластичность, объемность, воздушность передаваемого объективами изображения нельзя полностью заменить цифровым методом.

Безусловно, через некоторое время прогресс достигнет такого уровня, что цифровая обработка будет весьма убедительно дорисовывать требуемое изображение. Уже есть эффекты размытия заднего плана, имитирующие эффект боке. И это только начало. Однако не стоит забывать, что это все же имитация.

За хорошим примером прогресса и актуальности камер можно обратиться к истории пленочных фотоаппаратов. С появлением цифрозеркальных камер фотографы практически полностью отказались от пленочных фотоаппаратов. Однако в настоящий момент пленочные камеры вновь актуальны, и все больше профессиональных фотографов снимает на пленку, в том числе и свадебные фотографы. Пленка имеет свои неповторимые свойства и выдает картинку, которую цифрозеркальная камера дать не способна.

В пользу цифрового формата стоит также отметить, что все крупные производители фототехники на данный момент переходят на беззеркальные цифровые камеры, а это значит, что за ними будущее.

Таким образом, я думаю, что смартфоны в ближайшем будущем будут давать картинку, сопоставимую с любительскими фотоаппаратами, но профессиональная техника так и останется большой, тяжелой, с дорогущими устрашающими объективами. И это – круто!

Что касается будущего фотографов... Ну вот художники, они же не перестали быть актуальными? Просто есть талантливые художники, а есть не очень. То же самое и с фотографами. Все мы фотографы, разве нет?

- Какими навыками должен обладать хороший фотограф? Чем он отличается от любителя?

- Насмотренность (огромное количество увиденных и оцененных отличных фотографий), уверенное владение фоторедакторами, прекрасное знание возможностей фотоаппарата, умение работать со вспышками, понимать, как влияют свет и цвет на изображение, опыт – вот что отличает мастера.

Если не стоять на месте, саморазвиваться, стараться делать лучше, интереснее и делать это часто, то все придет.

Знаете правило 10 000 часов? «Чтоб добиться успеха в определенной области деятельности, необходимо потратить 10 тысяч часов на такую деятельность!». Вот «хороший фотограф», по моему мнению, тоже появляется таким образом. Кстати, свои 10 тысяч часов я еще не прошел.

Смотрите больше хороших фотографий!

- Что любите фотографировать, а что нет?

- Всегда старался фотографировать людей. Что может быть интереснее людей? Эмоции, переживания, мимика, выражение глаз, их глубина и неповторимость, красота женского лица, мужественность мужского – это же безграничная и бессмертная тема!

Фотографировать здания и березки мне скучно. Это статичные объекты, с которыми не надо работать. Они никуда не денутся, изменятся лишь погодные условия, свет, но сами объекты не придут с похмелья, не улыбнутся от счастья, не заплачут...

Хотя надо отметить, что макросъемка всяких там насекомых – тоже очень интересная штука. В умелых руках открывается совершенно неповторимый, огромный мир микрообъектов. Со своей сложной и безумно красивой жизнью.

- Обыватель часто видит результатом нечто, что не могло быть снято одним кадром. Как это получается?

- Для меня проще снять несколько кадров с желаемыми объектами, а потом склеить их в фоторедакторе. Но если с редакторами не хочется заморачиваться, в фотоаппаратах есть режим мультиэкспозиции. Фотаете два или три кадра с небольшим промежутком согласно своей идее, а фотоаппарат сам «склеит» кадры. Получается странная штука, но иногда очень интересная.

- Правда, что камера в современном смартфоне начинает делать фотографии сразу, как только мы открываем ее приложение? А при нажатии кнопки «снять фото» смартфон выгружает несколько последних фото из буфера и начинает анализировать их и клеить? Что может противопоставить этому «обычная» камера?

- Впервые слышу об этом. Я думаю, что камера на смартфоне, так же как и фотоаппарат, создает снимок после нажатия на кнопку пуска. Что касается «склейки», наверное, имеется в виду брекетинг, или вилка, - в фотографии автоматическая съемка нескольких кадров с разным значением некоего параметра (выдержки, относительного отверстия диафрагмы и т. д.). Брекетинг нужен, например, чтобы «вытащить» информацию из теней и не допустить «засветки» кадра. Безусловно, брекетинг есть на фотоаппаратах. Вообще, камеры в телефонах появились гораздо позже появления фотоаппаратов как таковых, со всеми вытекающими из этого факта последствиями.

- Дадите советы начинающим фотографам, любителям? Каких ошибок избегать, на что равняться (признанные имена, известные работы)?

- Если бы мог повернуть историю вспять, я бы посоветовал себе не начинать с самой дешевой техники. Знаете, как говорят: «Для первого фотоаппарата (автомобиля) сгодится и такой!»

Нет, не сгодится. Будет одно расстройство. Если намерения серьезные, лучше начинать сразу с камер для продвинутых любителей и хорошего объектива. Особенно это касается Canon, у них объективы начального уровня просто ужасны. Продвинутая любительская камера очень похожа по функционалу на профессиональную, и переход на профессиональную камеру пройдет легко и непринужденно. Впрочем, некоторым замечательным фотографам хватает и кроп-камер среднего уровня.

Еще нужно посоветовать смотреть больше хороших фотографий. Насмотренность очень важна. Подпишитесь в «Инстаграм» на Джери Гиониса, на Энни Лейбовиц, Питера Линдберга. Смотрите на работы Хелмуьта Ньютона, Дэвида Лашапеля. Да полно отличных и великих фотографов. Наберите в гугле – «лучшие фотографы» и смотрите их всех!

Также советую не отчаиваться, если что-то не получается, а понять причину. Когда станет ясен «диагноз», решится и проблема. Фотографируйте, и все получится!

Справка МК

Познакомиться с работами Александра Ко можно в «Инстаграме» @sakhko.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 18 декабря 2019

Заголовок в газете: Поймать ускользающий миг

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру