«Стараюсь, чтоб слово звучало ярко»

Он работает на сахалинском областном радио уже 59 лет, менялись способы поиска и записи информации, на смену большим пленкам на бобинах пришли невидимые звуковые файлы. Приходили и уходили первые секретари обкома КПСС, затем губернаторы, в стране сменился политический строй. И только одно оставалось неизменным – красивый уверенный голос Георгия Орлова.

«Стараюсь, чтоб слово звучало ярко»
Фото автора

Сегодня он гость нашей редакции, и рассказывает о прошлом, настоящем и будущем радио России Сахалин.

Серьезный отбор

- Как вы попали на радио?

- Самое интересное, что вот это мое попадание на радио как будто было запрограммировано. Я ребенок войны, помню, что, когда мне было четыре года, на стене висел огромный круг репродуктора, и из него раздавался великолепный голос Юрия Левитана. Такой густой, наполненный, любое его сообщение привлекало внимание, тем более что во время войны любая информация имела первостепенное значение, а телевидения тогда не было.

Мне понравилась ведущая роль радио, и с тех пор я его слушал постоянно. Прошли годы, я вырос, и вдруг, в 1960 году, в Южно-Сахалинске объявляется конкурс на областном радио: требуется диктор. Очень серьезных намерений работать на радио у меня не было, но я решил попробовать свои силы. Пришел на первое собеседование и увидел еще несколько десятков кандидатур – там было человек 80. Со мной поговорили, посмотрели мои данные и говорят: «Вы проходите во второй тур». Для меня это было совершенно неожиданно. Во второй тур вместе со мной прошли еще человек десять, среди них были актеры нашего Сахалинского драмтеатра. И вот в третий тур проходят ваш покорный слуга и актер по фамилии Доминика, причем он был не сахалинец, приезжий, просто работал в нашем театре. Помню, у него был такой низкий, поставленный голос.

Мы с ним стажировались на радио около месяца, и в итоге взяли именно меня. Я очень сильно удивился, ведь на тот момент у меня не было никакого опыта выступлений на радио или сцене, и всего лишь среднетехническое образование (я окончил мореходное училище). Это позже у меня появилось два высших образования – политическое и юридическое.

Почему я прошел? Когда я узнал о конкурсе, я три-четыре дня просто слушал, как по радио говорят московские дикторы, пытался все делать, как они, и вроде бы стало получаться.

Может быть, поэтому я и набрался смелости поучаствовать в кастинге и в итоге прошел. Меня приняли на должность диктора-практиканта, назначили «громадную» зарплату – 70 рублей в месяц. Инженер на Сахалине тогда получал 120 рублей, диктор 3-й категории 100 рублей. И я стал работать, постепенно приобретая необходимые знания и опыт.

Диктор  высшей категории

- Тяжело было работать первое время?

- Было очень интересно и у меня было огромное желание освоить новую профессию. Спустя некоторое время мне присвоили третью категорию диктора, затем вторую, после этого, уже в 70-80-х годах, начались частые поездки в Москву на курсы института повышения квалификации Всесоюзного комитета по телевидению и радиовещанию, один-два месяца в году я учился обязательно. В столице были великолепные мастера художественного слова, прекрасные дикторы. Я занимался у Балашовых, их было двое: радийный Виктор и телевизионный Владимир. Затем попал в группу Юрия Левитана – кумира своего детства, его уроки трудно переоценить. Много было преподавателей, по технике речи, постановке голоса и даже по постановке дыхания. Уделялось внимание всему – технике речи, логической подаче текста, эмоциональной окраске. У нас все время было расписано с утра до вечера, в выходные – насыщенная культурная программа, посещение театров. В итоге, по прошествии нескольких лет, уже московская комиссия мне присвоила звание диктора высшей категории.

- Современные ведущие другие?

- Как сейчас современные ведущие подают информацию, особенно спортивную? Главное – быстрота. Протараторил человек что-то и думает, что он большой мастер. А на первом плане должна быть смысловая подача, чтобы слушателю было понятно, о чем с ним беседуют. Эмоции тоже важны, можно прочитать текст с тревогой в голосе, а можно с радостью, в зависимости от смысла. Сейчас же многие ведущие, как роботы, они все читают с одинаковой, ровной интонацией.

- Ваши обязанности на работе менялись со временем?

- Дело в том, что моя работа связана с огромными изменениями в нашем государстве. Сменился политический и экономический строй, раньше был социализм, затем пришел капитализм. Необходимость в дикторах отпала: теперь мало только читать текст, сотрудник радио должен быть прежде всего его автором. Уже в начале перестройки, в середине 80-х годов, дикторы таковыми по сути уже не являлись. Они были авторами программ, все дикторы ведь очень грамотные люди и прекрасно владеют словом, поэтому переквалифицироваться им было несложно.

Наша новая часовая программа на сахалинском радио в то время называлась «Студия Радио курьер». Интернета тогда не было еще и в помине, мы собирали информацию непосредственно в беседах с людьми, по телефону, на предприятиях, на улице, даже в районы выезжали, а затем самые интересные сообщения включали в свою программу. А чтобы она была совсем не скучной, мы ставили наиболее популярные песни. Могли провести рубрику «Минуты сахалинской поэзии», сами в прямом эфире читали стихи местных авторов, которые уже были опубликованы.

Программа была насыщена самыми последними новостями из политической, общественной и культурной жизни. «Студия Радио курьер» вызывала огромный резонанс у слушателей: они часто звонили, высказывали свое мнение в прямом эфире, задавали острые вопросы, на которые мы тут же старались ответить. А если же не могли, то оставляли эти темы на следующий выпуск, и тогда уже приглашали в прямой эфир соответствующих специалистов. Это же были времена перестройки, гласности – жизнь оживилась и в стране, и в области. И «Студия Радио курьер» была на острие самых актуальных тем и острых проблем, что называется, на злобу дня.

У нас на радио был громадный коллектив. В 60-х это даже не компания была, а целый Комитет по телевидению и радиовещанию. И только в начале 90-х годов появляется компания «ГТРК Сахалин». Если сейчас на радио работают шесть-семь человек, то в те времена вместе с корреспондентами районных редакций у нас трудилось около 100 человек, а если брать вместе с ТВ, то 400 человек. Только в новостях работало 15 человек. Люди висели на телефонах, часто выезжали в другие районы Сахалинской области. сейчас в новостях три человека – открываешь интернет и находишь там любые новости. Хотя записи комментариев по телефону мы даем до сих пор, в каждом выпуске по несколько.

Тогда работал профсоюзный комитет, я долгое время был его председателем. Нам совместно с руководством приходилось решать множество вопросов как производственных, так и личных, например, связанных с жильем или детскими садами.

Не спешите нас хоронить

- Какие у вас впечатления остались о новой молодой станции «Радио Сахалин» (1998-2002 гг.) после того, как оно присоединилось к ГТРК  и все передачи стали выходить на одной волне?

- Это была свежая струя в нашей работе. Молодые способные кадры, новые интересные программы, причем большинство из них в прямом эфире, который шел с семи часов утра до полуночи. Однако администрация ГТРК забыла по истечении трех лет продлить лицензию на радиоволну, и ее выставили на конкурс в Москве, который выиграла компания АСТВ. И «Радио Сахалин» не стало, все молодые ведущие уволились, по слухам, ГРТК проиграла конкурс специально, потому что передатчик на средних волнах стоил очень дорого и радио было убыточно, а возможно, это простая безалаберность.

Об этом сожалели все старые работники ГТРК, которые остались, и так же, как и раньше, стали выходить в эфир лишь на два часа в день во время небольших включений в эфир «Радио России».

- После этого интерес к областному сахалинскому радио упал?

- Да, это естественно. Постепенно интерес к радио вообще угасает. В 60-е, 70-е и даже в 80-е годы радиоточка была в каждой квартире, и каждая семья слушала радио, особенно по утрам, оно было в почете. А сейчас?  Много станций, очень много каналов по телевидению, особенно кабельному, оно выходит на первый план, заслоняя радио, кроме того, появился интернет.

- Кто сейчас слушает «Радио России. Сахалин»?

- Считалось, что только пожилые слушатели. Но когда этот вопрос изучили глубже, то выяснилось, что слушают и более молодые островитяне в возрасте 35-50 лет.

- Почему вы продолжили работать на пенсии?

- Если работа является каким-то грузом, то, конечно, с нее можно уйти.  Для меня работа – это творчество: как подать материал, как сделать так, чтобы слово звучало наиболее ярко, мне это интересно. Мне уже 81 год, но, если я уйду с этой работы, мне будет скучно жить.

- Как вы поддерживаете форму?

- Я окончил военно-морское училище, с первых курсов я занимался классической борьбой, выступал на многих соревнованиях, боролся с мастерами спорта в легком весе, 67-70 килограммов. сейчас у меня вес точно такой же, как и в молодости, – 67,5 кг. Дома занимаюсь с гантелями и двухпудовой гирей, в теплое время года бегаю, осенью ходил на Пик Чехова.    Мне нравится бродить по нашим сахалинским лесам и болотам, собирать клюкву.

Один раз ходил за клюквой вместе с товарищем. Мы собрали по ведру и на обратном пути сбились с курса и заблудились – там трава выше человеческого роста, ничего не видно. Воды везде по колено, и начинает темнеть, а ночью ходить по болоту вообще опасно. И вот мы простояли в этой воде с полвосьмого вечера до полседьмого утра, чтобы дождаться рассвета и двинуться дальше. И я простоял эти одиннадцать часов довольно спокойно, после чего мы выбрались и благополучно добрались до дома. Тренировки, конечно, сказываются, кроме того, я не пью и не курю – это вредно для здоровья.

- Как вы смотрите в будущее радио?

- Хоть его и хоронят, но я считаю, что перспективы у него есть. Это средство массовой информации, где всегда будут оперативно выдаваться новости – людей они интересуют, и радио очень удобно слушать, например, за рулем. Так что радио будет жить, на мой взгляд.

- Что бы вы могли посоветовать начинающим радиоведущим?

- Нужно обращать внимание на культуру речи, много работать над постановкой голоса, техникой речи, тогда все получится. Сейчас все упражнения можно найти в интернете. Например, приходит к нам человек, вроде бы тембр хороший, но не хватает дыхания, страдает смысловая подача: нужно ведь не просто прочитать, а рассказать в прямом эфире суть написанного. Кроме того, ведущий радио должен постоянно узнавать новую информацию из самых разных областей человеческой жизни, все время учиться чему-то новому, и тогда его будет интересно слушать.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 3 апреля 2019

Заголовок в газете: Легенда сахалинского радиовещания Георгий Орлов рассказывает о своей работе

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру