На Сахалине открылась персональная выставка Константина Колупаева

«Выход № 4. Гуру меня рисует» - такое название носит персональная выставка Константина Колупаева, открывшаяся в Сахалинском областном художественном музее. На ней собраны работы художника с 1990-х годов по настоящее время. Они раскрывают освоение автором различных технологий и стилей в изобразительном искусстве, поиск своего пути: от абстракции «То, что летает, чтобы есть» 1999 года до классического пейзажа «Дерево в парке» 2005 года.

 

На Сахалине открылась персональная выставка Константина Колупаева
Фото из архива Константина Колупаева

Сегодня гости нашей редакции – художник Константин Колупаев и научный сотрудник Сахалинского художественного музея, куратор выставки Маргарита Шаманова

Железнодорожный перформанс

- Почему выставка называется «Выход № 4. Гуру меня рисует»?

Маргарита Шаманова: - В нашем музее это первая экспозиция Константина Колупаева, а вообще это четвертая персональная выставка художника. Сейчас он находится на этапе, когда уже научился всем секретам, уже сам может преподавать какие-то основы другим ученикам. Такое название – это и дань уважения его учителю и духовному наставнику Сергею Симакову. Когда мы заходим в зал, то можем наблюдать его портрет кисти Колупаева. Симаков – приморский художник, который часто бывал на Сахалине. Он изображен также на буклете выставки, рисующим своего ученика. Это действительно было, когда они сидели, и рисовали друг друга.

В основном на выставке представлены работы из мастерской художника, но есть и из фондов нашего музея, например, картина «Идут герои». Она приобретена в 2011 году после областного творческого конкурса «Космос», который был посвящен 50-летию первого полета человека в космос. Эта картина получила там первую премию в номинации «Живопись».

«Выход № 4. Гуру меня рисует» - это очень насыщенная выставка, которая показывает, что Константин Колупаев универсальный художник, который может работать в различных направлениях с разным материалом, мы можем здесь увидеть как академизм, так и полнейшую абстракцию, и везде присутствует прекрасная работа с цветом и пространством.

- Расскажите о самой яркой картине экспозиции «Сумеречный ясень».

- Эта картина была создана в рамках акции «Ночь искусств», которая проводится ежегодно. В прошлом году железнодорожный вокзал любезно предоставил музеям свою площадку в зале ожидания. Сахалинский областной художественный музей также принял участие в этом мероприятии.  Константин устроил в зале ожидания целый перформанс, создавая картину прямо при зрителях. Сначала это были просто абстрактные линии, и люди не вполне понимали, что же будет в конце. Многие стояли и наблюдали за процессом все два часа, а некоторые уходили и, вернувшись через некоторое время, очень удивлялись, что на картине уже появились вполне определенные очертания, вырисовывались дома, деревья. Тогда картина была почти завершена, но в этом году Константин внес в нее еще кое-какие изменения, доработав окончательно. Но своего изначального визуального строения она не потеряла.

- Что такое хорошая картина, что в ней важнее всего?

- Должно быть все в совокупности, прежде всего какая-то интересная идея, затем мастерская техника исполнения, ну и эмоциональная наполненность, чтобы картина чем-то цепляла и человеку было интересно ее рассматривать.

Дыра в пространство

- Какова концепция этой выставки, какие картины здесь собраны?

Константин Колупаев: - Это выдержки из определенных этапов моего творческого пути – абстрактная живопись, импрессионизм, классическая лессировочная живопись и так называемые «затылки». Лессировка – это стандартная техника нанесения красок тонким слоем поверх основного цвета, в результате чего получаются глубокие переливчатые цвета. Краски для лессировки нужны специальные – полупрозрачные. В эпоху Возрождения многие художники использовали лессировку как технику смешивания красок. С помощью лессировки я добиваюсь нужного мне оттенка в той или иной части картины, если цвет не совсем точный, я могу добавлять все новые и новые нюансы. Например, в картине «Рождение отшельника», которая навеяна моими сновидениями, 50 оттенков зеленого цвета. А работа «Идут герои» (большой привет соцреалисту Александру Дейнеке) – это тоже лессировочная живопись.

- А что такое «затылки»?

- Это новый взгляд на пространство. Например, я смотрю на дерево, а рисую куст, который рядом, а затем, наоборот, смотрю на куст, а рисую вот это самое дерево, в этот момент я вижу его только боковым зрением. У меня другое видение мира, и я формирую его у зрителя, картины получаются более атмосферными. В этом стиле выполнены мои самые последние работы, например, «Курильская серия». Сначала обращаешь внимание на передние планы, но везде есть какие-то тропы, пути между домами и скалами, которые тебя куда-то уводят, и в конце концов ты хочешь выйти за пространство картины, представляя себе, что там, дальше.

Вообще мой рисунок изменился, в последнее время я много изучал индийскую миниатюру и понял, что в ней корни всех миниатюр: и японской, и китайской. Я все время пытался найти истоки, думая, откуда же взялся известный древний орнамент, оказывается, в Индии его наносили на одежду.

- Вы возвращаетесь к стилистике своих прежних этапов?

- Конечно, абстрактной живописью я занимался в 90-х годах, но в моих современных рисунках в староиндийском стиле тоже много абстракции.   Хотя абстракция в полном ее понимании – это беспредметная живопись, а в этих древних орнаментах все-таки какие-то предметы есть.

- Ну вот возьмем вашу абстрактную картину «То, что летает, чтобы есть». Здесь есть предметы?

- Да, но это не те предметы, какими они кажутся. Тут как бы есть рыба, но я лишь слегка обозначил ее формы, рыбу можно узнать только при помощи большого напряжения, это все равно абстракция. Кому-то кажется, что вот это у вороны клюв, а на самом деле это крыло. Вы думаете, что это глаз, а это просто мазок, дыра в другое пространство.

Большой проект

- Вы зарабатываете на своих картинах?

- Давно уже ничего не продавал. Мне здесь на выставке предложили продать картину «Лунный кот», но я отказал, так как этот кот уже как мой тотем.

Одно время я очень много на картинах зарабатывал, когда в начале 2000-х делал свои первые персональные выставки в Сах-инцентре. Там было много иностранцев, вот они в основном и покупали, ну и российские гости нашего острова покупали, сахалинцы приобрели не много, около десяти работ.  Некоторые картины очень жалко было продавать. А после этого у меня и цели такой не было, к тому же я не люблю творить на заказ – допустим, портреты родственников покупателя. Были нехорошие последствия из-за этого, мистика, наверное. Многим я дарил свои работы. Зайдешь, бывало, к кому-нибудь в гости и рисуешь, а потом, уходя, отдаешь рисунок хозяину квартиры. Теоретически, конечно, можно и сейчас их продавать – у меня много картин.

-  Вы больше зарисовываете свои фантазии или пишете картины с натуры?

- И то и другое, смотря какие задачи перед собой ставишь. Вот, например, как я рисую цветы. Сначала я наношу на холст свое настроение, и получается что-то абстрактное, а потом цветы сами появляются. И сам порой удивляешься, какие это цветы? В конце дополняю, делаю акценты, но легкие, на уровне намека, чтобы не испортить, и получается картина. С натуры тоже не перестаю рисовать, но только, если найду в природе что-то интересное.

- Когда состоится «Выход № 5»?

- В последнее время я больше стал работать, были периоды в жизни, когда я вообще не рисовал. Недавно меня осенила одна идея: хочу вот большой проект сделать, если найду мастерскую, и выставить его в большом зале художественного музея. Собираюсь еще немного усилить давление на восприятие зрителя, изменить его сознание.

Когда художник рисует постоянно, он сам развивается, меняется его видение, он фокусирует свое внимание на тех вещах, которые другие люди не замечают. В последнее время я даже думаю картинками, образами.  Чувствую, что выхожу на новый этап, и мне есть что сказать.

Из досье МК

Константин Владимирович Колупаев, живописец, график, скульптор, дизайнер. Родился 22 апреля 1971 года в Южно-Курильске на Кунашире. С 1989 по 1995 год учился в Хабаровском краевом колледже искусств по специальности «мастер по художественной обработке дерева». С 1995 по 1998 год работал в Сахалинском колледже искусств преподавателем скульптуры, резьбы по дереву, народных промыслов. Среди его работ произведения Парка скульптур г. Долинска, скульптура в кинотеатре «Комсомолец», скульптура в г. Холмске на привокзальной площади. Оформил входную группу в Сахалинском театре кукол.

Константин Колупаев – автор различных инсталляций в Сахалинском областном краеведческом музее, Сахалинском областном художественном музее, «берлоги» в Музее медведя. Ежегодно, с 1999 года занимается изготовлением ледовых скульптур. Картины находятся в коллекциях Сахалинского областного художественного музея, музея книги Чехова «Остров Сахалин», галереи «Арка» г. Владивостока, Хабаровского краевого колледжа искусств, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 20 марта 2019

Заголовок в газете: Нанести настроение на холст

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру