На Сахалине прошел фестиваль короткометражек

В сахалинском художественном музее, который является виртуальным филиалом Русского музея, состоялся показ фильмов фестиваля короткометражных фильмов «Арткино».

На Сахалине прошел фестиваль короткометражек
Фото автора

 Картины демонстрировали в течение трех дней, зрителей было не очень много – на каждый показ около 20 человек. Увиденное произвело на них неизгладимое впечатление, в конце каждого показа они громко и живо обсуждали перипетии разножанровых лент. На мой взгляд, немного не хватило общих обсуждений во время перерывов, например, на чайные церемонии, которые были на прошлых фестивалях. Организаторы пообещали возобновить эту традицию в следующем году. О фестивале «Арткино» рассказывает методист музейного ресурсного центра сахалинского художественного музея Артем Климачев.

Между Римом и Монсом

Это уже 10-й Всероссийский фестиваль авторского короткометражного кино, первый этап прошел с 4 по 10 декабря в Москве. По его итогам отобрали 16 лучших картин, до конца апреля их одновременно покажут более чем в 50-ти городах России и других стран. Впервые фестивальные картины зрители посмотрят в Российском центре науки и культуры в Риме и Русском центре бельгийского города Монс. Южно-Сахалинск предоставляет свою площадку для фестиваля в третий раз.

Уже четвертый год фестиваль сотрудничает с Русским музеем. Фильмы показывают, используя новейшие технологии и сеть открытых по всему миру виртуальных филиалов Русского музея. В каждом из них есть небольшой кинозал, в том числе и в Южно-Сахалинске.

Во время показов проходит голосование зрителей за лучший короткометражный фильм года. Отдельно свою версию лучшего фильма определит достопочтенное жюри. В его состав, как всегда, вошли виднейшие отечественные кинематографисты: легендарный кинооператор Юрий Клименко, кинорежиссеры Александр Велединский и Владимир Алеников; продюсер Елена Гликман, генеральный директор прокатной компании «Люксор» Сергей Сорочкин, доктор искусствоведения и доцент кафедры драматургии ВГИК, автор книги «Время в кино» Наталья Мариевская.

«Арткино» - один из самых крупных в стране фестивалей короткого метра. Слоган форума – «Лучшее короткометражное кино со всей России». В конкурсе принимают участие студенты и выпускники ведущих кино-школ страны, а также независимые авторы. Тем не менее «Арткино» позиционируется не как студенческий, а как профессиональный фестиваль, несмотря на то что 90 процентов его участников и зрителей составляет молодежь. Организаторы фестиваля – творческое объединение «Мир искусства» и киношкола «Артерия кино», президент – кинорежиссёр Сергей Тютин.

В конкурсной программе участвуют игровые, документальные, анимационные, экспериментальные фильмы хронометражем не более 30-ти минут.

Призы за вклад

На торжественной церемонии открытия фестиваля в Москве приз «За выдающийся вклад в развитие авторского кино» вручили легендарному отечественному режиссеру Марлену Хуциеву. Ранее этой награды удостоились режиссеры: Алексей Герман-старший, Артавазд Пелешян, Юрий Норштейн, Георгий Данелия, Андрон Кончаловский, Владимир Наумов, Глеб Панфилов и Карен Шахназаров.

Специальный приз «За авторский вклад в развитие кинотехники» вручили известному оператору и изобретателю, генеральному директору научно-творческого центра «Стереокино» Александру Мелкумову. Именно он разработал и внедрил три новые технологии объемного кино: «Съемка анимационных стереофильмов для больших экранов (типа IMAХ) с помощью одного фотоаппарата», «Макростереосъемка» и «Покадровая стереосъемка».

Лучший средний балл по итогам первого дня просмотра в Южно-Сахалинске получил комедийный, очень добрый фильм Марии Соповой «Новенький», он набрал 4,7 балла. Во второй день фаворитом оказался фильм Натальи Столтидис «Родительская суббота», получив в среднем 4,4 балла, ну а в третий безоговорочным лидером стала короткометражная лента Анастасии Сафроновой «Мать моя женщина» с известной актрисой Екатериной Гусевой в главной роли.

По сюжету девушка Вера решается подстроить романтическое свидание своей матери Натальи Петровны со столичным ловеласом Филом для того, чтобы помочь ей вновь обрести свою женственность. Но все пошло не так, как она планировала. Все южносахалинские зрители единодушно поставили этому шедевру оценку пять. Станет ли он победителем всего фестиваля, мы узнаем совсем скоро. Все фильмы фестиваля «Арткино» можно посмотреть на сайте «Вконтакте», в группе сахалинского областного художественного музея.

Программа фильмов-финалистов 10-го фестиваля короткометражных фильмов «Арткино»

Программа «УТРО»

1. «И некуда падать звезде», реж. Игорь Гончаров

2. «ПНХ», реж. Илья Аксенов

3. «Не для речки», реж. Алиса Хмельницкая

4. «Новенький», реж. Мария Сопова

5. «Половинки», реж. Байбулат Батуллин

Программа «ДЕНЬ»

1. «Добрый день», реж. Ольга Дибцева

2. «Родительская суббота», реж. Наталья Столтидис

3. «Души мертвые», реж. Виктор Красовский

4. «К сестре моей», реж. Рината Шугайкина

5. «Молоко», реж. Дарья Власова

Программа «ВЕЧЕР»

1. «#КОГОУБИВАТЬ», реж. Павел Иванов

2. «Земля», реж. Максим Шкурин, Ринат Ташимов, Алёна Тремазова

3. «Потерянный путь», реж. Амир Сальянов

4. «Бриллианты для моих муравьев», реж. Карина Виленкина

5. «Дирижабль», реж. Мария Вихрова

6. «Мать моя женщина», реж. Анастасия Сафронова

Из видеообращений классиков авторского кино к зрителям и участникам фестиваля «Арткино» с 2008 по 2016 год 

Годфри Реджио (США):

- Большинство созданных фильмов никогда не запускаются в производство. Большинство фильмов, запущенных в производство, никогда не завершаются. Большинство завершенных фильмов никогда не будут увидены. И я говорю это, чтобы отвратить слушателей в зале, желающих создавать фильмы, не делать этого. Разве только если, кроме этого они абсолютно больше ничего делать не умеют. Потому что 9 из 10 фильмов никто не посмотрит. Сказав это, я хотел бы высказать мнение о короткометражном кино. Дело не в длине фильмов, а в их интенсивности. Короткометражки могут быть подобны ракете. Они способны затронуть вас так же сильно, как и полнометражное кино. Тогда как полнометражным фильмам зачастую бывает просто нечего вам сказать, потому что они лишь пытаются развлечь вас. Великий немецкий поэт Гете сказал: «Все, что вы можете делать или верите, что можете делать – делайте! В дерзости гений – волшебство и сила в ней».

Паоло Тавиани (Италия):

- «Арткино» – это очень важный фестиваль, потому что представлять короткометражное кино означает представлять новые силы, которые рождаются в стране и в кинематографе. Более или менее короткие ленты – не важно. Я никогда не видел особой разницы между полнометражным и короткометражным фильмами. Важно, чтобы автор смог выразить свои чувства, представить собственные идеи с помощью кино, а в коротком метре это сделать легче. Значит, можно многого ожидать от таких фестивалей, как «Арткино». Кинематограф остро нуждается в фестивалях для молодых режиссеров, потому что именно там рождается новое кино. И поэтому я желаю, чтобы вместе с этим фестивалем обнаружились новые таланты.

Фолькер Шлендорф (Германия):

- Именно сегодня, когда происходит аудивизуальная эпидемия и каждый своим телефоном без передышки снимает что-то, секретом короткометражного кино являются точка и запятая. Нужно сконцентрироваться, суммировать все, сначала подумать, а потом снимать картинки. И тогда все это станет лаконичным, поэтическим, вербальным или визуальным посланием. И это нам необходимо, это остается в памяти. Очень длинный фильм не имеет формы, короткометражный является формой сам по себе.

Кшиштоф Занусси (Польша):

- Желаю режиссерам короткометражного кино заполнить эту дыру, которую мы все чувствуем на рынке, где появляются только боевики, коммерческие картины, картины банальные, которые повторяют то, что уже было. А вы с вашим авторским кино должны приносить новые мысли, новый взгляд на общество, все это в ваших руках.

Йос Стеллинг (Голландия):

- Для меня короткий метр – это то же самое, что блюз в музыке. Именно в нем вы можете использовать основные принципы поэзии, что не всегда возможно в полнометражных фильмах. Короткий фильм зачастую не нуждается в истории, ему не нужен сюжет. Это чистая поэзия. Вы можете делать все, что захотите, вы обладаете большей свободой в коротком метре, чем в полнометражном кино. Я советую вам воспользоваться этой возможностью и снимать прекрасные короткие фильмы. Даже если они скучны, главное, чтобы они были короткими.   

Клод Лелуш (Франция):

- Короткий метр – это сердце кинематографа. Именно благодаря ему я освоил эту профессию. Снять короткий метр сложнее, чем полнометражный фильм. Так что я желаю всем, кто собирается снимать кино, развивать в себе умение синтезировать. Поскольку кино – это искусство синтеза, искусство сжатого времени. А короткий метр – это максимальное сжатие. Поэтому если у вас есть достаточно таланта, чтобы снять короткометражный фильм, у вас, несомненно, получится и полнометражный. Самое прекрасное в коротком метре то, что мы должны неизменно показать суть.

Питер Гринуэй (Великобритания):

- Мне очень интересен фестиваль короткометражных фильмов «Арткино». Это идеальный формат для новичка или экспериментатора. Но я действительно думаю, что сейчас нужно двигаться дальше, пора покинуть хорошо знакомый мир и отправиться в новый. Тот, в котором фильмы делаются вне поля притяжения, без веских на то причин, внутри киберпространства. Тот, в котором кино обретает вторую жизнь. Отправляйтесь туда прямо сейчас!

 

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 25 апреля 2018

Заголовок в газете: Cекрет в точке

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру