Забывать нельзя, иначе все может повториться

Это был 1998-й… нет, все-таки 1997 год. Октябрь или ноябрь – точно уже не помню, но помню костры и баррикаду на дороге, в которую уткнулась колонна.

Забывать нельзя, иначе все может повториться
Фото: ТИА Острова

Тяжелое время

Нынешняя молодежь решит, что ветеран ударился в воспоминания об участии в боевых действиях. Нет. На Сахалине боевых действий не было. Однако обстановка была чем-то сравнима с прифронтовой. Были и баррикады на дорогах, и костры.

В тот раз транссахалинскую грунтовку перегородили протестующие работники Буюкловского домостроительного комбината. Много лет они выпускали комплекты для возведения деревянных домов – ими был застроен весь север Сахалина, и я сам жил в таком. Но с началом реформ деньги куда-то исчезли, строить стало не на что и платить заработную плату людям перестали. И поэтому они шли на самые непредсказуемые меры. Тогда волей случая я перебирался из северного поселка в областной центр. Просто повезло. Случилось это еще и потому, что сын получил серьезную травму. В районной больнице сразу попросили не только принести постельное белье, но и лампочку, а еще помочь застеклить окно. И, конечно, поискать лекарства. А где их было искать?

В областной детской больнице со всем этим было гораздо лучше. Конечно, не было такого навороченного оборудования, которое стало появляться в последние годы, но врачи были профессионалы и ногу сыну спасли. Сказали только, что вовремя привезли, еще немного бы и…

Смутное было время, местами жуткое. У Макарова водитель остановился, еще раз задумчиво проверил тяжелые навесные замки на контейнере с моим домашним скарбом. В город тогда заезжали через остановившийся ЦБЗ, кружа по каким-то закоулкам. И с крыш пустующих цехов на машины прыгали пацаны, на ходу вскрывая фуры и выкидывая груз наружу. Впрочем, это касалось тех КамАЗов, которые шли с юга с продуктами и китайскими товарами. А с севера – что можно было тогда везти? Только домашнее барахло… Словом, нами местный криминал не заинтересовался. Опять-таки повезло, ибо параллельная власть в городах и поселках была тогда конкретна и жестока, и криминальные авторитеты действительно имели авторитет побольше иного мэра.

В Южном было получше, хотя рядом не было ни реки, ни моря, ни огорода. Это не проблема – были бы деньги. Но денег, увы, не было. Кроме, может быть, самых ловких, да и криминальных. Остальным оставалось выходить на митинги с требованиями зарплаты, которые не вели ни к чему.

Вспоминать не хочется

Я сейчас поднимаю старые данные. В 1999 году почти 350 предприятий и организаций области имели долги по заработной плате. Хотя эта заработная плата была невелика и обеспечивала в среднем всего 2,1 прожиточного минимума трудоспособного населения. Так что семьи с маленькими детьми автоматически отбрасывались в разряд неимущих.
Суммарная задолженность по заработной плате на 1 января 2000 года составляла 620 миллионов рублей – а тогда рубль стоил подороже, чем сейчас. Причем это только по официальным данным, главным образом по «бюджетной задолженности по заработной плате». В коммерческом секторе людей «кидали» без всяких отчетов и договоров.

Так длилось долго. В июне 2002 года СМИ писали: «Начавшиеся экзамены у выпускников – праздник и испытание одновременно. Вчера учителя вернулись домой с букетами цветов от благодарных учеников, вот только настроение у педагогов Южно-Сахалинска не совсем праздничное. С апреля они сами держат экзамен на выживание. Долг по заработной плате и отпускным – более 30 миллионов рублей.

Информацию, полученную нами в департаменте образования Южно-Сахалинска, можно назвать малоутешительной. Большинство педагогов областного центра еще не получили апрельскую зарплату. И теперь, даже направляя 40 процентов собственных доходов на зарплату бюджетникам, город не в состоянии закрыть их потребности…»

Все это, честно говоря, вспоминать просто не хочется. Тем более что все ушло в историю, давно уже. Не дай бог не выплатят зарплату, особенно в бюджетной сфере, «на уши» будут поставлены все.

Зарплату всегда хочется побольше. Конечно, и сейчас есть долги. Предприниматели банкротятся, разводят руками. Однако смотрим - «за 9 месяцев 2017 года в следственные органы Сахалинской области по фактам невыплаты заработной платы и других установленных законом выплат поступило 105 сообщений. Это существенно меньше прошлогоднего количества… Сумма ущерба, причиненного 375 работникам, по оконченным уголовным делам составила более 12 млн рублей, из них более 10 млн возмещено в ходе предварительного следствия. Для погашения остатка ущерба наложен арест на имущество виновных лиц на сумму более 11 млн рублей».

Всего 375 пострадавших! 20 лет назад их было в тысячу раз больше. То есть время, к счастью, движется в правильном направлении.

Но все-таки не стоит забывать, что это началось именно тогда, когда в стране появился сильный лидер, который наконец-то взялся разгребать все эти завалы либерального эксперимента. За эти годы мы много пережили и поняли, но и забыли тоже немало.

Например, то, что этот эксперимент мы устроили себе сами, поддавшись на сладкие посулы политиков-популистов. Вот этого забывать как раз и не стоит. Иначе все может повториться заново. Наш президент должен быть сильным – это аксиома.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 7 февраля 2018

Заголовок в газете: Вам платят зарплату?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру