Зима – жаркая пора для сахалинских спасателей

Гость нашего сегодняшнего номера – коренной южносахалинец, выбравший своей стезей работу в МЧС, Геннадий Белослудцев.

 

Зима – жаркая пора для сахалинских спасателей
Фото автора

 Наш разговор строился вокруг повального увлечения сахалинцев рыбалкой и опасностей, с этим связанных.

Без выходных

- В МЧС мы работаем два раза в год – в осенне-зимний и весенне-летний периоды, а все остальное время отдыхаем, - шутит главный государственный  инспектор Сахалинской области по маломерным судам (ГИМС) МЧС России Геннадий Белослудцев.

Мой собеседник не первый год работает в инспекции и не понаслышке знает, что такое жизнь без выходных. В каждый период года у спасателей своя специфика работы и свои «подопечные», сейчас пристальное внимание уделяется рыбакам, некоторые из которых настолько безрассудны, что готовы рисковать головой за килограмм-другой рыбы.

- Что летом, что зимой мы прилагаем максимум усилий, чтобы любители рыбного лова не пострадали, увлекшись своим хобби, - рассказывает Геннадий Сергеевич. – С наступлением холодов мы начинаем профилактическую работу по предотвращению несчастных случаев, которые могут произойти на водоемах региона. Ежедневно контролируем выход людей на лед, следим, чтобы с ними не приключилось несчастье. Мониторим обстановку на внутренних водоемах и на море, активно взаимодействуем с Росгидрометом, следим за прогнозом погоды, состоянием припая, ветром, волнами.

- А выходные дни…

- Только прибавляют работы. Сами понимаете, люди отдыхают, многие идут на лед, и мы, естественно, усиливаем контроль. Но подготовку к выходу людей на водоемы начинаем задолго до того, как сформируется лед. Как на областном, так и на муниципальном уровне проводятся заседания комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с целью выработки мер по снижению рисков, предотвращению происшествий, связанных с выходом людей на неокрепший лед. Определяется задача о проведении систематических профилактических и разъяснительных работ в школах, на предприятиях. Эта работа ведется в каждом муниципальном образовании, учитываются все имеющиеся силы и средства, которые могут в случае чего среагировать и оказать посильную помощь в ликвидации возможного происшествия.

- Но ведь за всеми водоемами уследить физически невозможно.

- Мы стараемся охватить наиболее опасные места. Я считаю, мы справляемся с поставленной задачей и контролируем ситуацию. Особое внимание уделяем заливу Мордвинова и прибрежной полосе Охотского моря в районе села Стародубского.

- Когда начинают выходить на лед?

- Как только он появляется. Если на внутренних водоемах он образуется под воздействием низких температур, то на море – когда появляется припай, когда льдины, пришедшие к нам с севера Охотского моря, прикрепляются к берегу, «припаиваются». И если мы знаем, что на том же озере Буссе лед появляется в третьей декаде ноября, то на море такой прогноз дать невозможно, все зависит от того, придет ли лед, какой будет ветер, принесет ли льдины течением, будет ли способствовать погода. Условий много. Бывало и такое, что припая не было всю зиму, лед гулял по заливу Мордвинова, но так и не прикрепился к берегу.

- Бывают такие дни, когда вы понимаете, что сегодня работа будет особенно напряженной?

- Да, в первую очередь это касается погодных условий. Росгидромет проводит мониторинг, снабжает нас данными о погоде, состоянии ледового припая на заливе Мордвинова и на предстоящие сутки присылает прогноз: к примеру, волнение на море усилилось, ожидаем взлом припая и вынос его в открытое море. Мы, соответственно, принимаем меры, готовим экстренное пре-дупреждение для муниципальных образований, оповещаем рыбаков через средства массовой информации.

- Срабатывает?

- К сожалению, не всегда. Некоторых рыбаков никакими предупреждениями не остановишь, идут на лед, ведут с собой детей, подвергая опасности и свои, и их жизни.

- И детей ведут?

- Ведут. Считают, что таким образом воспитывают их, мол, трудности закаляют. Папе кажется, что это весело и интересно попасть в такую ситуацию…

- Зачем же предупреждать, если все равно не слушают?

- Почему же, слушают. Если сравнивать сегодняшнюю ситуацию и то, что было десять лет назад, прогресс налицо. Сегодня рыбаки стали более ответственными – и нас слушают, и товарищей предупреждают. Даже посмотрите, что происходит в социальных сетях, на местных форумах: если раньше говорили, мол, рыбаков оторвало, а спасатели не реагируют, то сегодня, наоборот, осуждают тех, кого приходится спасать. Пишут, что вас же предупреждали спасатели, а вы не слушаете. Так что действенность таких предупреждений есть. Но есть у этого и обратная сторона: некоторые несознательные рыбаки настолько привыкли, что их спасут в любое время дня и ночи, что стали считать нас своеобразным «такси». Мол, ну оторвало, что тут такого, сейчас «такси» на вертолете прилетит и нас спасет. Даже зная, что начало отрывать припай – не уходят, считается, что в это время клев улучшается. Но разве килограмм-другой рыбы стоит человеческой жизни? Они уверены, что их спасут, но ведь бывает ситуация, когда мы просто не в силах помочь. Бывает погодные условия не позволяют применять авиатехнику (при низкой облачности и тумане существует вероятность обледенения воздушного судна). Плавсредства запрещено применять при сильном волнении моря. И как спасать людей?

- Бывает, что не успеваете на помощь?

- Не было ни единого случая, чтобы мы допустили гибель человека, который оказался на оторвавшейся льдине. И это расслабляет рыбаков, они уверены, что их спасут стопроцентно. Но ведь гарантий никаких, и не все это осознают.

- Немалые деньги тратятся на спасение…

- Конечно. Чтобы поднять судно, нужно же его заправить, а авиационное топливо немало стоит, это же не автомобиль. Большие деньги уходят на спасательные операции.

Ракетницы в помощь

- Как предупреждаете рыбаков об опасности?

- Сначала делаем заблаговременное предупреждение за сутки, что есть опасность отрыва. Затем, когда понимаем, что через час-другой льдину может оторвать. Оповещаем рыбаков, применяем фальшфейера, ракетницы. Если рыбаки видят, что с берега летит в небо ракетница, они понимают, что это не фейерверк. Но, к сожалению, уходит со льда в лучшем случае половина, остальные продолжают рыбачить. В районе залива Мордвинова у нас есть внештатный инспектор, который оборудовал систему оповещения – сирену. Ее хорошо слышно, но бывает так, что под звуки этой сирены люди идут на рыбалку. Вот она воет, оповещая, что лед может в любую минуту оторвать, а они идут бурить лунки. Как их остановить? Бетонную стену ставить? Не можем же мы их связывать.

- Далеко забираются?

- Все от рыбы зависит. Бегают, ищут, бывало и на семь километров от берега уходили.

- Как ищете потерявшегося рыбака? Вот он звонит, говорит: «Я где-то потерялся, спасите меня». Как его найти?

- Сложно. Берем снегоходы и начинаем искать. Он же знает, откуда вышел на лед. Вот оттуда и начинаем поиски. Иногда телефоном светит или фонариком, тогда проще. Был случай, когда человек вывихнул ногу и остался лежать на торосах. Отзвонился, мол, повредил ногу, спасите. Нашли уже ночью. Помог налобный фонарик, не было бы его, не знаю, сколько еще искать пришлось бы.

- Когда стоит заканчивать с зимней рыбалкой?

- Как правило, в марте, но, конечно же, это зависит от многих факторов и рыбакам необходимо уточнять информацию о состоянии ледового покрова на том или ином водоеме. Хотя мы и в мае с озера снимали рыбаков, остатки льда вместе с ними дрейфовали по озеру.

- Как реагируют спасаемые?

- По-разному. Бывает, отказываются от эвакуации, особенно когда дело связано с техникой. Говорят: «Не поеду с вами, если вы мой снегоход не заберете»! А другие без улова уезжать отказываются, мол, весь день ловили, а вы заставляете все выбросить. Но ведь у наших транспортных средств есть определенные ограничения по пассажировместимости, рыбаков нужно спасти десятки и даже сотни (бывало до шестисот человек за раз спасали). И вот, вместо того чтобы взять на борт еще одного человека и спасти ему жизнь, мы должны загружать сто килограммов рыбы?

- А есть ответственные рыбаки?

- Конечно. И их с каждым годом становится все больше. И мимо не пройдут, нам сообщат, если что-то случилось, и сами помогают. Многие отличившиеся даже были представлены к наградам. Бывает так, что они не сообщают нам о том, что кого-то спасли, мы узнаем уже потом. Приходит нам ходатайство от главы муниципалитета наградить человека, спасшего кому-то жизнь, вот только так и узнаем.

И в жару, и в любой холод

- Любителей ходить в море на лодках в любое время года хватает?

- Хватает. Навигация для маломерных судов почти по всей области закрывается 15 ноября, за исключением некоторых северных районов, где она заканчивается еще раньше. Связано это с тем, что появляется риск обледенения судна, что может привести к его опрокидыванию. А вода охлаждается до такой степени, что нахождение в ней в течение пятнадцати минут грозит человеку гибелью. Но есть рыбаки, переоценивающие свои возможности, у них продолжается рыбалка и ничто их не останавливает. Думают, все хорошо, волны нет, почему бы не порыбачить? Но кто знает, что может случиться с техникой? Недавно пропали два рыбака, вышедшие в море на лодке, несмотря на то что навигация закрыта. Их до сих пор не нашли, нет даже следов крушения, ничего нет, считаются пропавшими без вести.

- Как искать рыбаков в открытом море?

- Еще одна проблема. Ведь большинство таких рыбаков думают не о том, как их будут искать, а как лучше спрятаться, чтобы их не нашли. Темная лодка, темный мотор, темная одежда, капюшон, ничего яркого, чтобы, не дай бог, не увидели.

- Что грозит за нахождение в море вне навигационного периода?

- Штраф. Тысяча рублей. Кого он остановит? Было бы пять тысяч, человек бы подумал, а так… Долго об этом говорят, но пока безрезультатно.

- Да, был бы он на автомобиле, могли бы прав лишить…

- Жизнь главное, жизнь! Еще раз говорю, несоизмеримы улов и жизнь человека. Мы сейчас совместно с правительством Сахалинской области внесли изменения в правила охраны жизни людей на водных объектах, где указаны ограничения на выход: когда нельзя и где нельзя. Нельзя выходить на лед в случае появления в средствах массовой информации оповещения об опасности. Также нельзя там, где выставлены запрещающие знаки. Выезд на лед запрещен и там, где не оборудованы ледовые переправы. То есть выезд на лед для рыбалки запрещен. Мы все это прописали, ведется работа по определению ответственности за данные нарушения.

Справка МК

Геннадий Белослудцев родился и вырос в Южно-Сахалинске, здесь же окончил школу, а затем и Сахалинский государственный университет по направлению «водные биоресурсы». Работает в МЧС пятый год, женат. Считает, что в МЧС пришел по призванию.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 6 декабря 2017

Заголовок в газете: Рыба против жизни

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру