Снежных дел мастера

Снежных дел мастера
Фото: Анастасия ЧЕРНОВА

От рычага - к сенсору

Около десяти часов вечера в диспетчерской муниципального учреждения «Управление городским дорожным хозяйством» царит оживление. Через несколько минут снегоуборочная техника отправится на ночную расчистку города. Все ожидают задания от диспетчера Сергея Иванова. На экране его монитора – интерактивная карта Южно-Сахалинска. Он внимательно ее изучает, а затем дает указания, называя фамилии и названия улиц.

Водители отправляются в путь. Но и у диспетчера работа кипит. Непрерывно звонит телефон, кто-то что-то уточняет, выясняет.

- Сегодня ночью в городе работает 105 единиц техники, - рассказывает Сергей Анатольевич, когда его телефон на мгновение замолкает. – Подметают улицы, вывозят снег и расчищают тротуары. Примерно половина – новая техника…

Разговор наш снова прерывает телефон. Иванов погружается в работу, жестом показывая, что времени на разговоры нет.

Сажусь на пассажирское сиденье           КамАЗа Алексея Астраханцева. На вопрос, сколько лет машине, водитель хвастается: еще и года нет, ключи вручили только в конце ноября.

- Раньше на ЗИЛах в основном чистили, но они почти все выработали свой ресурс. А осенью новая техника пришла, нас пересадили. Это, кстати, последний наш ЗИЛ едет, - Алексей показывает на впереди идущий грузовик, заметно старше и потрепаннее нашей.

Новая  машина практически универсальная: есть щетка для подметания, отвал для уборки снега, распределитель для посыпки дорог песко-соляной смесью. А весной она выйдет на мойку пыльных городских улиц.

Нужный режим водитель выставляет с помощью сенсорного экрана, закрепленного на приборной панели.

- На старых машинах управление было механическое, при помощи рычагов, - поясняет мужчина. – Так что когда пересели на эту технику, пришлось вникать в новую электронную систему. От корки до корки инструкцию перечитывали, потом уже на практике пробовали. Вообще, с машиной надо познакомиться и подружиться, почувствовать ее. Тогда и работа пойдет, как по маслу.

Железные «дворники»

На перекрестке улиц Горького и Пуркаева останавливаемся. Отсюда сегодня начинается маршрут. С десяти вечера до четырех утра Алексею предстоит подметать центральные улицы города: Горького, Комсомольскую, Пограничную и другие. Еще две бригады работают на юге и севере Южно-Сахалинска.

Движемся со скоростью 15 километров в час. За нами следуют еще несколько железных «дворников». Каждую улицу проходят не один раз - от начала до конца, пока проезжая часть не очистится до асфальта.

Снежный шлейф трамбуется у бордюров. Грейдеры в это время расчищают тротуары и дворы. Позже по этим улицам идут самосвалы и погрузчики, которые собирают снег и вывозят его на полигоны. Потом на дорогах снова появляются подметальные машины. При такой нагрузке щетку приходится менять уже через пять суток.

С четырех часов КамАЗы посыпают скользкие участки песко-соляной смесью. Работа заканчивается в семь утра, а через час на снегоуборочную вахту заступает дневная смена.

- Работаем четыре ночи подряд, потом два выходных, затем четыре дня и опять выходные. К такому режиму, конечно, привыкнуть нужно, - делится Алексей. – Я бы только ночью работал – машин мало, гораздо легче. Днем же они везде стоят по обочинам, и в потоке тяжелее двигаться, подрезают частенько. Иногда даже ругаются – будто не понимают, что мы для них же стараемся.

За разговором не замечаем, как доезжаем до площади Победы. На ее расчистку ушло 20 минут, причем ночью водители вернутся сюда еще раз.

Тем временем снег усиливается. Алексей говорит, что улицы заносит мгновенно, уже через десять минут – будто не чистили. Но благодаря постоянной работе уборочной техники укатать дорогу не успевают, и к утру она остается чистой. Люди могут добраться на работу, не застревая в сугробах.

Душевная работа

Метели, конечно, создают немало забот снегоуборщикам. Например, во время последнего циклона на улицах практически непрерывно работало больше 150 единиц техники. На  полигоны с городских дорог вывезли около 700 кубометров снега. Но каких-то чрезвычайных происшествий во время уборки практически не бывает. Техника новая, и ее хватает – это главное. Хотя раньше случалось всякое…

- В 90-х машин было мало, чистить не успевали, - вспоминает наш собеседник. - В метели, бывало, сами застревали в сугробах, по нескольку часов сидели, мокрые, холодные. С тех пор на смену выходим только в теплой робе, и в теплых сапогах: мало ли что.

Когда Алексей Астраханцев начинал работать, ему было немногим больше 20. Десять лет мужчина добросовестно чистил город, но в 2003 году ушел – условия труда окончательно перестали устраивать. Зарплату задерживали, социальных гарантий не давали.

- Чем только не занимался, даже бизнес успел начать. Но в прошлом году весной вернулся за руль – все-таки нравится мне эта работа. Люблю быть в движении, сутками могу ездить, - признается водитель. – Был удивлен тем, как изменились условия. Хорошо платят, полный соцпакет, спецодежду выдают. Да и на новой технике работать – одно удовольствие. Вообще, приятно осознавать, что твой труд действительно нужен. Почистил улицу – людям хорошо…

Причем, утверждает Алексей, все его коллеги к работе относятся так же. В штате учреждения сегодня – мужчины в возрасте от 25 до 63 лет. Молодых приходит немало, но нагрузку выдерживают не все. Остаются лишь те, у кого действительно лежит душа. Они готовы выйти на работу даже в свой законный выходной – во время циклона сами звонят диспетчеру, спрашивают, не нужна ли помощь. Да и все руководство, вплоть до директора управления, тоже почти каждую ночь на улице: контролируют расчистку.

Впереди – еще не одна метель, которая накроет Южно-Сахалинск огромным снежным покрывалом. Но мы теперь знаем точно: в сугробах не утонем. Ведь на городских магистралях несут круглосуточную вахту железные труженики под управлением стальных мужчин.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 27 января 2016

Заголовок в газете: Корреспондент «МК» на Сахалине» выяснил, как чистят улицы островной столицы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру