Сахалинскому Чехов-центру светит "Собачье сердце"


 

Форум прошел в Южно-Сахалинске с 28 октября по 8 ноября. На нем рисовали эскизы спектаклей, дискутировали по их поводу, учились. Под конец в Чехов-центре собрались обсудить краткое форумское счастье: что он дал и куда идти дальше?

Театру можно, конечно, играть свой репертуар и не тратить деньги, энергию, силы на лабораторные опыты, заметил крестный отец режиссерских лабораторий Олег Лоевский. Некоторые театры так и существуют "в себе", не считая лаборатории необходимой частью своей работы, но Чехов-центр из тех, кто "заморачивается". Примечательно, что сахалинский театр проводит режиссерскую лабораторию стабильно, начиная с 2009 года, и он такой упорный и последовательный в своем новаторстве один на Дальнем Востоке.

Лабораторию совместили с показом последних премьер, чтобы бригада столичных театральных критиков могла оценить дееспособность труппы Чехов-центра. По этому поводу эксперт "Золотой маски" Татьяна Тихоновец пролила сущий бальзам на душу хозяев, поскольку знакомство со спектаклями "Метод Гренхольма" в постановке Александра Созонова, "Играем преступление" Антона Коваленко и "День рождения Смирновой" Марины Семеновой дало немало позитивных впечатлений:

— Я открыла для себя Константина Вогачева, хотя, как мне говорят, он работает десять лет в театре. Увидела актера интересного, стильного, с хорошей речью, он очень хорошо справился с ролью Раскольникова. Открыла для себя Анну Антонову — какая она яркая, смешная, острая в "Дне рождения Смирновой". В ее лице у вас есть очень хорошая характерная актриса, может быть, даже клоунесса, что для меня самая высокая оценка. Этот парад премьер дал мне много размышлений.

Не преминула критик еще раз сделать промоушен эскизу "Собачье сердце" (так что уже нет сомнений, кто выйдет в финал):

— Ради того, чтобы актер Владимир Байдалов сыграл роль Шарика, нужно сделать все, чтобы эскиз дорос до спектакля. Актер достоин этой роли. Несмотря на господство режиссерского театра, актерам надо дарить такие шансы. Лаборатории  — это фантастическая проверка актера, совершает ли он рывок, переступает через себя или же прикрывается старым опытом.

— Проведение лаборатории — это стресс для всего театра от первого этажа до последнего, для всех служб, — уточнила актриса Клара Кисенкова. И заметим, что ситуацию эту театр преодолел с честью.

Да и усталости от ежеосеннего "блицкрига" на лице труппы Чехов-центра не наблюдается, несмотря на то, что две трети эскизов — это одиночный выстрел в "яблочко", и больше никто не увидит, не узнает. Так что Чехов-центром движут мотивы скорее романтические, чем прагматические: понять и осмыслить, на  что человек способен в состоянии свободы, когда он делает что хочет. Но все-таки жаль вот так просто распрощаться с "Несвоевременными мыслями" в постановке Александра Созонова (в которых Кларе Кисенковой в роли нищенки накидали в кружку 158 руб.) или невероятно бесстрашным эскизом Талгата Баталова по гаршинским "Рассказам". Эксперты настоятельно советовали в любом качестве использовать заложенные в них идеи. И кажется, у нас, зрителей, есть такие шансы.

Сегодня в театрах России репертуар строится примерно из 80 пьес (классика, детские сказки, зарубежные комедии), заметил О.Лоевский. Выделиться из общего ряда сложно, но можно: найти свое лицо и дифференцированный подход к аудитории помогают театральные проекты. Тут привели всякие и очень завлекательные примеры из российской практики. Наиболее успешным проектом стал "Театр у школьной доски", который родился от нужды (театр закрылся на реконструкцию, играть негде). Собственно, школяры классами под командованием учительницы — это  кошмар для театра. А тут актеры приходят в школы, в театральный зал превращается актовый или спортивный. Для постановок берут произведения из школьной программы про их сверстников с последующим активным обсуждением. "Вишневый сад" с "Тремя сестрами" тут не катит — играют, например, из Чехова "Гимназистов". На ура у школьников идет, не поверите, "Песня про купца Калашникова", которую никто не читает вообще (в переводе с Лермонтова на школьный — про то, как два парня подрались за девушку). Этот проект впоследствии заинтересовал министерство образования, которое театр поддержал и профинансировал. Т.е. театр не просто создал удачный проект, но и заработал на нем.

Совсем другая аудитория у организаторов читок современной драматургии. Порой урок словесности дороже актерского таланта. Зрителю может быть неинтересен спектакль, в котором все за него придумали, он желает, чтобы актеры почитали новый, свежий, острый материал, который потом можно обсудить (Т. Тихоновец припомнила, как на одной из читок к ней подходили счастливые люди: "Как хорошо, спасибо вам большое". — "А что вам так нравится?" — "А ничто не раздражает" (т.е. режиссура, артисты и др.). В Казани придумали читку по скайпу: с одной стороны, актриса в Казани, с другой стороны — звезда Данила Козловский. Зрителей — молодежь, привыкшую к полуночной жизни, можно заманить в театр не в 18, а в 21, неслучайно такой наплыв бывает в Ночь театра. А еще есть вербатим, театр-променад, суп-театр, как у Николая Коляды…

— Этих проектов можно придумать сколько угодно, только задаться целью. Артисты в эти проекты втягиваются. Потому что это успех. А успех образует драматический талант, — сказал Олег Лоевский.

— Сцена образует драматический талант,  — возразила Татьяна Тихоновец.

— Сцена, успех и публика образуют драматический талант, — примирил обоих Александр Созонов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру