Японцы оценивают стоимость газопровода от Сахалина до Японии в $3,7 млрд

Стоимость поставок газа по такой трубе может составить около $600 за тонну, что более чем в два раза дешевле текущих поставок СПГ в Японию

Материал из 1 страницы

Стоимость строительства газопровода от Сахалина до центральной части Японии (Канто) может составить $3,7 млрд. Эту оценку привел советник корпорации Tokyo Gas Сигэру Мураки на форуме "Россия - Япония: точки соприкосновения", проходящем в Токио.

"Наступило время, когда Япония и Россия должны серьезно задуматься о строительстве трубопровода, - подчеркнул Мураки. - Стоимость строительства может составить примерно проходящем сегодня в Токио $3,7 млрд, а протяженность - около 1,5 тыс. км".

По оценке советника газовой компании, стоимость поставок газа по такой трубе составит около $600 за тонну, что более чем в два раза дешевле текущих поставок СПГ в Японию. Пропускная способность предполагаемого трубопровода должна составить 8 млрд кубометров, считает Мураки.

"Я предлагаю начать серьезный диалог по вопросу строительство такого трубопровода", - подчеркнул советник корпорации Tokyo Gas.

По его словам, мощность трубы должна составлять 8 млрд кубометров при протяженности около 1500 км.

Затраты на строительство японский бизнесмен оценил в $3,5 млрд, отметив, что трубопроводный газ окажется для Японии более чем в два раза дешевле закупаемого сейчас сжиженного природного газа.

Япония — крупнейший импортер российского сжиженного газа. Потребление этого вида топлива в стране резко возросло после катастрофы на «Фукусиме-1».

В начале недели глава департамента маркетинга компании Sakhalin Energy (оператор проекта «Сахалин-2», в рамках которого работает единственный на сегодняшний день в России завод по сжижению газа) Бернард Самуэльс в интервью журналу Blue Fuel говорил, что в 2014 году компания произвела 10,8 млн т СПГ. И 80% этих объемов закупила Япония.

Однако сжиженный газ значительно дороже трубопроводного.

В прошлом году поставки российского СПГ осуществлялись в среднем по цене в $788 за тонну ($579 за 1 тыс. кубометров). Для сравнения, средняя цена поставок «Газпрома» по трубам в Европу составляла $350–380.

«Но уже в феврале 2015 года, на фоне снижения цен на нефть, цена сжиженного газа снизилась до $614 за тонну ($451 за 1 тыс. кубов)», — рассказывает завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.

По оценкам эксперта, учитывая затраты на строительство газопровода и нежелание «Газпрома» терять доход, цена газа, поставляемого в Японию по трубе, в любом случае будет не ниже $400 за 1 тыс. кубометров.

Японцы начали говорить о прокладке трубы по дну Японского моря еще в 2014 году. (По имеющимся сведениям в ТИА «Острова» эта тема стала активно обсуждаться японцами еще летом 2012 года). Тогда, правда, речь шла о газопроводе от Сахалина до острова Хоккайдо. Причем предполагалось, что основную часть трубы будут строить японцы.

Но прокладка морского газопровода в Японию связана с серьезными рисками. «Это сейсмоопасный регион, — поясняет ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. — Все исследования, которые проводились по поводу газовой трубы в Японию, завершались негативным заключением специалистов».

По словам Танкаева, на сегодняшний день просто нет надежных технологий для строительства морских газопроводов в сейсмоактивных зонах. (Дно Черного моря также является сейсмоактивным, но здесь особых вопросов не возникает, потому – что главный подрядчик и поставщик «Газпром»).

Японцы, впрочем, ранее заявляли, что современные технологии такое строительство позволяют. В качестве примера приводилась технология прокладки подводных тоннелей между японскими островами, которая уже успешно используется.

Но сейсмика — не единственное препятствие. Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач рассказывает, что в Японии фактически нет единой системы газоснабжения.

«Японский рынок построен на локальных сегментах, не связанных друг с другом, — поясняет эксперт. — В том числе, кстати, множество терминалов по приему СПГ, разбросанных по островам».

«Газпром» от комментариев отказался, но, по словам вице-президента Argus Вячеслава Мищенко, для российской монополии строительство газопровода в Японию не слишком привлекательно. Дело в том, что труба привязывает продавца к покупателю, в то время как поставки СПГ кораблями — более гибки. «Они более привлекательны с точки зрения стратегии и геополитики, — говорит Мищенко. — В любой момент «Газпром» может перенаправить потоки, что не получится сделать при поставках по трубе».

С другой стороны, именно СПГ-проекты в России сейчас испытывают определенные сложности.

Сергей Агибалов указывает, что из-за санкций, которые ограничивают российским компаниям доступ к западным рынкам капитала и технологиям, ввод в строй новых мощностей по сжижению газа («Газпром», например, планирует построить завод во Владивостоке) может как минимум отодвинуться по времени. В связи с этим трубопроводные проекты приобретают все большую актуальность.

Кстати, по словам Бернарда Самуэльса из Sakhalin Energy, Япония может отказаться от наращивания закупок российского сжиженного газа именно по причине рисков, связанных с СПГ-проектами.

История вопроса

О строительстве газопровода заговорили ещё в начале нулевых. Тогда планировалось построить трубопровод от газовых месторождений в рамках проекта "Сахалин-1" до острова Хоккайдо и далее до Токио, протяженностью 1120-1440 км. Японские компании, входящие в международный консорциум во главе с ExxonMobil, оператором проекта "Сахалин-1", уже подготовили технико-экономическое обоснование газопровода. Его пропускная способность планировалась - 8 млрд кубометров в год. Прокачку газу хотели начинать начать в 2008 году.

Проект "Сахалин-1" на треть финансируется японскими компаниями. Случайно, но именно в день, когда Япония капитулировала во второй мировой войне, второго сентября 2002 года был организован международный тендер на производство и поставки 70 тыс. тонн стальных труб для строительства газопровода. Выиграли его японцы и уже приступили к поставкам труб на "Сахалин-1".

Российские компании тогда в тендере не участвовали. Депутаты Госдумы обеспокоенные тем, что отечественные производители оказались не у дел.

Тогда в Думе родилась и более серьезная инициатива - принять драконовские поправки в действующий Закон о СРП, вводящие жесткие финансовые санкции для операторов проектов, не выполняющих обязательства по привлечению к работам российских компаний.

Потом все же был проведен повторный тендер компанией Exxon Neftegas, оператором и участником консорциума "Сахалин-1".

Общая величина заключенного в рамках тендера контракта - 66 тыс. тонн труб, из них 31 тыс. тонн изготовит ОМК, еще тысячу другой российский поставщик - Трубно-металлургическая компания (ТМК). Сумма контракта невелика - к примеру, ОМК заработает на поставках около 18 млн долларов, тем не менее само событие значительно.

Для того чтобы попасть в число поставщиков на Сахалине, российским трубникам приходится преодолевать ряд серьезных препятствий - от выбивания удобных тарифов на железнодорожные перевозки на Дальний Восток до борьбы с непреодолимыми заградительными механизмами иностранцев по отношению к нашей продукции.

 

Обзор по материалам СМИ подготовил Владимир Чуйко

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру