Как стать парашютистом

Совсем скоро Россия отметит день парашютиста. На Сахалине также есть представители этой профессии – и спасатели, и спортсмены.

 

Как стать парашютистом
Фото автора

О том, что нужно для первого прыжка, какие эмоции испытываешь в свободном падении, рассказал старший инструктор аэродинамического комплекса сахалинского Центра технических видов спорта Илья Обломов.

За мечтой детства

- Близится день парашютиста. Скажите, как вы пришли в эту профессию? Сколько у вас прыжков?

- Активно я занимаюсь прыжками с 2005 года, но первый раз с парашютом прыгнул на свое пятнадцатилетие. Я пришел в аэроклуб РОСТО ДОСААФ, который тогда еще действовал, и прыгнул впервые. Мне с самого детства нравится небо, авиационная техника. Это началось еще с садика. У нас рядом была вертолетная часть, и достаточно часто там прыгали парашютисты. Мы всегда смотрели в небо, ждали, когда они появятся, когда раскроются купола. Видимо, тогда у меня и возникла любовь к этому делу. Когда мне еще не было пятнадцати, я несколько раз ездил на аэродром, смотрел авиашоу и заразился этой идеей – прыгнуть с парашютом. Сейчас у меня на счету 212 прыжков. На самом деле это немного. У нас на Сахалине есть те, у кого и три, и четыре тысячи прыжков. Я родился и вырос здесь, и могу сказать, что у тех, кто живет на материке, несколько больше возможностей. Однако мы тоже стараемся не отставать.

- Сколько нужно учиться, чтобы прыгнуть с парашютом? Что для этого нужно?

- У нас в Центре технических видов спорта (ЦТВС) есть парашютная секция, где дети занимаются данным видом спорта. Это программа обучения для школьников от 14 лет. А если человек хочет просто испытать адреналин и прыгнуть самостоятельно, то это другое. Теоретическая наземная подготовка в этом случае составляет три часа. За это время человеку рассказывают, что такое парашют, как он устроен, какие есть составные части, как правильно им пользоваться. После инструктажа человек выходит на летное поле, надевает парашют – и в небо. Весь полет у него включена радиостанция, по которой его ведут до момента приземления. Ведь когда человек находится в адреналиновом возбуждении, ему нужно подсказывать. Всегда есть инструктор, который смотрит с земли.

- Сколько по времени длится прыжок?

- В среднем от момента отделения от самолета до приземления примерно три – четыре минуты. Так называемые перворазники прыгают с высоты 800 метров с принудительным раскрытием парашюта. Это значит, что ничего дергать не надо, нужно просто шагнуть из самолета в небо и через полторы-две секунды парашют автоматически раскрывается.

Спорт – дело серьезное

- А как проходит обучение спортсменов?

- Если человек приходит в парашютный спорт, то начинается непрерывное обучение. Сначала он учится стабильно отделяться от любого воздушного судна, затем учится правильно падать, осваивает новые типы парашютов, с круглого переходит на парашют типа «крыло». Это постоянный, непрерывный процесс. Потом человек определяется, каким именно видом парашютного спорта он будет заниматься, потому что на сегодняшний день их достаточно много. И дальше уже идет по своему направлению, обучается, повышает уровень своего мастерства. Опытные парашютисты, которые имеют пятьсот, тысячу прыжков, тоже постоянно учатся, улучшают свои навыки.

У нас есть классический парашютный спорт – это прыжки на точность приземления, есть групповая акробатика, когда в небе собирается какая-либо фигура или формация в свободном падении, прыжки с костюмом-крыло – вингсьют-акробатика, фрифлай-прыжки – индивидуальная акробатика, падение головой, ногами вниз, построение различных фигур. Есть свуп, когда под раскрытым куполом человек на огромной скорости проносится возле земли. Это один из самых зрелищных, но и самых травмоопасных дисциплин.

- Какие есть противопоказания для парашютного спорта?

- Нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистые заболевания, какие-то психические расстройства. Вообще парашютист должен обладать отменным здоровьем для того, чтобы выполнять прыжки. Этот вид спорта – потенциально опасный, который может повлечь за собой летальный исход. Это нужно понимать, обладать физической подготовкой, здоровьем для того, чтобы обезопасить себя.

- Перед первым прыжком нужно ли собирать какие-то справки относительно своего здоровья?

- Когда человек приходит на инструктаж, инструктор беседует с ним, оценивает психологическое состояние. По людям сразу видно, что они из себя представляют. В день прыжка, перед тем как надеть парашют, нужно обязательно пройти медицинский контроль – измерить температуру, давление и пульс. Это одни из главных показателей.

Наземная подготовка и прыжок осуществляются в разные дни, потому что это большая умственная нагрузка, инструктаж мы проводим в специальном учебном классе, где есть тренажеры, наглядные пособия, подвесные системы, которые невозможно продемонстрировать в полевых условиях.

Стоит испытать каждому

- Было ли страшно в первый раз? Что вы испытывали? На какой прыжок страх проходит?

- Все всегда говорят, что первый прыжок  – это страшно. Ничего подобного, каждый прыжок – это страшно. Если ты не боишься, то тебе лучше не заниматься этим видом спорта, потому что страх – это обычная реакция, инстинкт самосохранения. В первый раз мне было дико интересно. Когда взлетел самолет, я смотрел на привычный, окружающий нас мир с высоты – это великолепное зрелище, все смотрится совсем по-другому. И когда открылась дверь, меня хлопнули по плечу и я пошел. Как только раскрывается парашют – это восторг, невероятное ощущение тишины вокруг. Это чувства, эмоции, которые просто нужно испытать. Но если человек панически боится высоты, то не нужно пытаться себя пересилить, ведь страхи тоже бывают разные, и это опасно. Когда ты прыгаешь впервые, ты испытываешь страх перед неизвестностью. Со второго прыжка уже совсем другой страх, потому что ты знаешь, что тебя ждет. Прыжков 10-15 назад я начал чувствовать особое удовольствие от процесса. Хорошо, если страх присутствует в каждом прыжке – это делает тебя более собранным, не дает расслабиться, даже помогает.

- Что чувствуешь в свободном падении, какие мысли приходят в голову?

- Люди делятся на несколько категорий. Есть те, которые закрывают глаза и открывают, когда все уже закончилось – парашют раскрылся. Есть те, кто просто кричит в небо, в никуда. Кто-то наблюдает с интересом и умудряется еще достать телефон, фотографировать. У кого-то все выветривается из головы, потому что находится в эмоциональном возбуждении. Что касается опытных спортсменов и меня в том числе, то каждый прыжок – это определенное задание, работа. Даже в момент отделения в голове начинает происходить работа: ты думаешь, что тебе сделать, как сделать правильнее, чище, лучше. Смотришь вокруг, анализируешь. Тут уж не до наслаждения и удовольствия. Эти чувства приходят на земле, когда прыжок прошел благополучно, все получилось.

- Были ли нештатные ситуации у вас или ваших знакомых?

- Повторюсь, что это очень опасный вид деятельности. Есть так называемые «особые случаи», которые разбираются на земле, отрабатываются на тренажерах. Я сам однажды снижался на порванном парашюте, потому что он порвался в воздухе. Приземление прошло в штатном режиме, благополучно. Если это круглый парашют, то он прощает несколько больше ошибок, чем крыло. У товарищей были ситуации, когда рвались стропы, когда начало так вращать, что невозможно руки притянуть к телу. Такие ситуации отрабатываются на земле, эти действия доведены до автоматизма.

- Для чего в жизни могут пригодиться навыки прыжков?

- В основном развивается скорость реакции. Это постоянная собранность, анализ ситуации. Также развивается вестибулярный аппарат, пространственное состояние. Сейчас у парашютистов есть международные сертификаты, лицензии А, В, С и D, в зависимости от своих знаний, умений и навыков.

- Как прыгнуть первый раз, куда идти, сколько учиться?

- На Сахалине только одна организация выполняет прыжки для людей, которые просто захотели попробовать, – это ЦТВС. Вы звоните, в назначенное время приходите в парашютный класс для инструктажа – теоретической и практической части. Далее назначается день, когда вы приезжаете на аэродром, вас еще раз инструктируют, надевают основной и запасной парашюты, выдают каску и – в самолет. Все перворазники прыгают на круглых парашютах, что надежно и безопасно. Все парашюты у нас новые, проверенные.

- Что бы вы посоветовали начинающим парашютистам?

- У нас есть такая поговорка: «Небо любит настойчивых». Нужно заразиться самой идеей. Многие пробуют, понимают, что это не их, и уходят. А некоторые упорствуют, несмотря на то что сначала у них не получается, задают кучу вопросов. Нужно любить то, чем ты занимаешься, уметь ждать хорошей погоды, набраться терпения. Могу сказать, что таких эмоций не испытаешь нигде. Это восторг, который нужно почувствовать хотя бы раз в жизни.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 18 июля 2018

Заголовок в газете: Под куполом неба

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру