Чем живут сахалинские проводницы

Это было в феврале. Из Томари в Южно-Сахалинск ехал пассажирский поезд. На одной из станций в общий вагон вошла ничем не примечательная пассажирка в широком пальто. Проводница Елена Безрукова даже не заметила, что эта женщина находится на последнем месяце беременности.

 

Чем живут сахалинские проводницы
Фото автора

 И вдруг перед станцией Взморье, прямо в кресле общего вагона, у сахалинки начались предродовые схватки. Елена не растерялась. Связалась с близлежащей больницей по телефону, оттуда во время родов ей давали консультации. Быстро прошла по вагонам, нашла медика. Правда, он оказался зубным техником, но помог хотя бы морально. В общем, всем миром поспособствовали успешным родам, которые прошли под стук колёс. Родился здоровый, упитанный мальчуган. На станции Советское маму с новорожденным «железнодорожником» поджидала карета скорой помощи. Это лишь один случай из жизни отряда проводников пассажирской компании «Сахалин». «МК на Сахалине» решил узнать о нюансах интересной профессии. Каково приходится в пути проводникам?

И хозяйки,  и психологи

Татьяна Никифорова – уроженка Донецка. В детстве мечтала стать стюардессой. Очень приглянулись ей девушки в фирменной одежде стюардесс во время полетов в Южно-Сахалинск, откуда родом ее мама. А еще была замечательная поездка на фирменном поезде Донецк – Киев – Берлин по линии турбюро «Спутник». В ГДР в качестве поощрения отправили наиболее отличившихся в учебе детей. Таня не могла не оценить, как элегантно выглядели проводницы. И вообще, та поездка превратилась в настоящий праздник. Жизнь на колесах показалась такой замечательной!

Когда Татьяне было 15 лет, ее семья переехала жить на наш остров. Еще через четыре года она отправилась в первую поездку на поезде Южно-Сахалинск – Ноглики проводником. Было это в 1990 году.

- Устроилась на работу в зиму, во время первых поездок страшно уставала физически, - вспоминает ныне уже начальник резерва проводников «Пассажирской компании «Сахалин» Татьяна Никифорова. – Чуть ли не после каждой поездки собиралась писать заявление об увольнении. А потом втянулась, полюбила эту профессию. Она, конечно, очень своеобразная! Идешь на работу и никогда не знаешь, что тебя ждет в пути. Например, однажды из-за циклона мы на двое суток застряли в Ногликах. Вместе с пассажирами жили в вагонах. Казалось бы, люди должны были быть недовольны задержкой. Ничего подобного! Мы организовали для них трехразовое горячее питание в поселке, они посещали частный зоопарк, гуляли по Ногликам. Мы за эти двое суток все сдружились, стали как одна семья. Сахалинцы ведь вообще на редкость добрый и душевный народ!

Мы, конечно, в первую очередь – хозяйки в вагоне. Например, зимой за смену приходится кидать в топку печки до 400 кг угля, чтобы в вагоне было тепло.

Мы и психологи! В прошлом году проводник Юлия Павлова спасла молодому человеку жизнь. Он ехал в общем вагоне пассажирского поезда Ноглики – Южно-Сахалинск. Что-то у парня стряслось, он решил по-тихому уйти из жизни прямо в пути. Вынул лезвие из бритвы, стал перерезать себе сонную артерию на шее. Благо сидевшая впереди него женщина услышала какие-то странные звуки, забеспокоилась, бросилась к Юле. Та вызвала сотрудников транспортной полиции, взяла парня за руку, стала утешать, отговаривать от плохих мыслей. Парень поначалу кричал, что все равно умрет, но постепенно успокоился. Его на ближайшей станции перепоручили медикам из Скорой помощи, жизнь молодого человека удалось спасти.

А еще мы должны быть артистами. Всякое ведь случается перед поездками. Вот у некоторых наших девочек, к примеру, ревнивые мужья перед выходом в рейс даже рвали удостоверение проводников, не выпускали их из дома. Далеко не всем представителям сильного пола нравится, когда их жены и любимые женщины так много времени проводят вне дома, в окружении чужих мужчин. Но что бы не случилось, я захожу в вагон и должна забыть про все неприятности, как артист перед выходом на сцену. От меня зависит, какой будет психологическая атмосфера среди пассажиров моего вагона. И не случайно при приеме к нам на работу учитываются прежде всего три главных фактора: коммуникабельность, стрессоустойчивость, полное отсутствие агрессии.

Здесь вам не Ташкент

На материке в поездах дальнего следования много проводников мужчин. А, например, в скором поезде Ташкент – Москва вообще нет ни одной женщины-проводницы. У нас на Сахалине – прямо противоположная картина. Среди 123 людей, входящих в отряд проводников, всего 10 представителей сильного пола. Почему так?

Как считает Татьяна Никифорова, островные мужчины просто не могут себе представить, что они будут обязаны выполнять определенные действия. Считают, что это ниже их достоинства. Речь идет об уборке тамбуров и туалетных комнат.

На скором фирменном поезде Владивосток – Москва чуть ли не половина проводников – мужчины. И это – справедливо, ведь поддерживать жизнеустойчивость вагонов под непрерывный стук колес – занятие не для слабаков. У нас же на острове бытует мнение, что проводник – это не мужская профессия. И это – странно. Сидят же мужики на кассах в супермаркетах, трудятся официантами…

Ах, эти поездки в уютном купе в ночь! Когда из дорожных сумок достается вкусная домашняя снедь, начинаются душевные разговоры за жизнь. Ну разве может обойтись вагонная трапеза без крепких спиртных напитков? Особенно в России.

Увы, не так уж редко это заканчивается плачевно. По словам Татьяны, за год сотрудники транспортной полиции высаживают из поездов порядка 30 пассажиров. Эти люди нарушают общественный порядок, ведут себя агрессивно. Их никогда не выдворяют из вагонов в чистом поле. На узловых станциях сдают коллегам из обычной полиции.

Был и такой случай. Один подвыпивший господин вдруг возомнил, что в обязанности проводницы его вагона входит в том числе и оказание ему интимных услуг. Готов был даже заплатить. Получил жесткий отпор, ретировался. И все бы ничего, но девушка-проводник, вернувшись из поездки, немедленно написала заявление об увольнении. Ее все коллеги уговаривали остаться. Бесполезно.

А еще проводник – профессия экстремальная и опасная. Пару лет назад на рассвете на одном из переездов локомотив скорого поезда Ноглики – Южно-Сахалинск столкнулся с большегрузным автомобилем. От сильного удара мгновенно погибли водитель и пассажир грузовика, получила ушиб женщина, ехавшая в поезде. В таких ситуациях главная задача проводника – не допустить паники среди пассажиров.

Как одна семья

Представляете, жительница Южно-Сахалинска Анастасия Сурмачевская, до того как вышла в первый рейс в роли проводника, ни разу в жизни не ездила на поездах! Она утверждает, что нашла на железной дороге свое призвание, работу мечты! И еще отмечает удивительно добрую атмосферу в отряде проводников «Пассажирской компании «Сахалин». Здесь все поддерживают и подбадривают друг друга. Есть семейные династии. Елена Васильевна Байкова работает проводником свыше 25 лет. Стаж ее сына Дмитрия – семь лет. Он пошел по стопам мамы. Молодой человек и жену себе выбрал из числа проводников.

Еще было случаев пять, когда в пути сахалинские девушки-проводники встречали свою судьбу. Например, произошла такая трогательная история. Мужчина приехал на Сахалин с материка вахтовым методом работать на шельфовом проекте. Пока ехал в Ноглики, успел оценить, какая потрясающая девушка разносила по купе чай, шутила с пассажирами. От нее исходило душевное тепло. И вот мужчина отработал положенный срок на севере, пришла пора возвращаться домой. Судьба распорядилась так, что на обратном пути до Южно-Сахалинска опять оказался в вагоне с той же потрясающе красивой и душевной девушкой-проводником… И была красивая свадьба! Как здорово, что в нашей будничной жизни нет-нет да и происходят такие вот сказочные истории! А про мужчину-нефтяника с материка можно стопроцентно сказать: ему выпал счастливый билет!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 6 июня 2018

Заголовок в газете: Стук колес как ритмы жизни

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру