Олег Кожемяко ответил на вопросы журналистов

В Южно-Сахалинске прошел медиафорум российских островов, на котором состоялась встреча главы региона с журналистами. Беседа длилась около полутора часов, острые вопросы затронули многие сферы жизни Сахалина и Курил.

Олег Кожемяко ответил на вопросы журналистов
Фото : ТИА Острова

О пенсиях

- Хочется поговорить о кадровой политике, конкретно – об эффективных контрактах, которые вы как раз ввели в практику. Насколько они эффективны? Или это просто способ, чтобы убирать, скажем так, неугодных чиновников и не трогать неприкасаемых и приближенных?

- У губернатора в отношении министров есть различные механизмы приема на работу и увольнения. Поэтому с точки зрения увольнения неугодных или оставления любимчиков – такой проблемы нет. В любой момент мы можем пригласить человека или, наоборот, попросить написать заявление об увольнении, если деятельность чиновника не совпадает с поставленными задачами. Эффективный контракт – это нечто другое. Это показатели оценки деятельности министерства. Соответственно, по итогам работы кто-то премируется, кто-то наказывается, в том числе выговорами.

Практика у нас работает. Могу сказать, что по итогам прошедшего года мы заслушивали министра природных ресурсов. Он довольно бодро отчитался, что там вывезли мусор, там появились киты, загрязненность Южно-Сахалинска уменьшилась… Но это успехи не министерства природных ресурсов. Главный вопрос, который в течение двух с половиной лет министерство должно было решить, – создать систему утилизации твердых коммунальных отходов. Но она не создана, хотя были и инвесторы, и варианты разные предлагались. Не нравятся вам инвесторы, высокая тарифная политика, которую можно субсидировать, давайте создавать за бюджетные деньги, за счет средств корпорации развития. Но вопросы эти нужно решать! На Курилах то же самое, но ситуацию нельзя доводить до чрезвычайной! Можно принимать макулатуру, можно делать из нее одноразовую посуду, пакеты, уходить от этой пленки, которая сейчас при ветре заполняет все окрестности, на кустах висит.

Работа министра признана неэффективной. И, как следствие, вопрос по министерству сам по себе возник. Скорее всего, так как оно не загружено работой, не выполнило своих задач, оно будет реформировано – объединено, скорее всего, с министерством лесного хозяйства. Поэтому контракты в любом случае оказывают действенное влияние на министров. Они хотя бы знают те критерии, показатели, которые должны в течение года выполнять.

- Вопрос про пенсии госслужащих. Насколько соответствует действительности информация о том, что ряд чиновников сахалинского областного правительства уже могут рассчитывать на пенсии в размере порядка 600 тысяч рублей?

- Знаете, что касается высказываний со стороны председателя правительства, могу сказать: там была немного другая интерпретация. Речь шла о льготах, особенно по коммунальным платежам, для людей, которые проживают за пределами региона. И там было сказано про пенсии. Пенсии – это вообще прерогатива федеральных органов власти. Региональные органы к ним никакого отношения не имеют, и никто не вправе со стороны регионального правительства вмешиваться в эти вопросы. У меня четкое убежденное мнение как у человека, проработавшего на Дальнем Востоке всю жизнь, – это заслуженные пенсии людей, которые отдали годы своей жизни в непростых условиях.

Что касается доплат – 600 или сколько тысяч, – есть повышающие коэффициенты к пенсии. Оклад губернатора – 32 тысячи рублей. К этим тридцати двум тысячам будут когда-то проводиться определенные доплаты по стажу, по выработке. Они распространяются на всех госслужащих, каких-то особых, баснословных зарплат нет. У нас и в советское время были пенсии республиканского, союзного значения, где-то несколько повышены – для людей, проживающих в районах Крайнего Севера. Я, честно говоря, пока не интересовался вопросом, сколько будет получать губернатор на пенсии. Но таких огромных сумм, могу сказать, точно нет.

Отечественные крылья

- Сахалинская область совместно с «Аэрофлотом» планирует приобретение самолетов для «Авроры» для улучшения авиаперевозок на Курилы. Скажите, как быстро это планируется сделать и какие средства затратить на это?

- К сожалению, пока не так быстро, как нам бы хотелось. Совместно с «Аэрофлотом» провели докапитализацию «Авроры» на 3,5 миллиарда рублей – мы со своей стороны дали 49%, 51% добавил «Аэрофлот» – это были деньги именно на приобретение самолетов, увеличение уставного капитала. Договорились о покупке пяти 19-местных судов. Но есть постановление правительства, которое предусматривает определенные ограничения на приобретение импортных самолетов, если аналоги есть в России. Сейчас в Екатеринбурге выпускается самолет L-410, решаем вопрос по его техническим характеристикам – будет ли взлетно-посадочная площадка удовлетворять тем задачам, которые стоят перед нами. У нас взлетно-посадочные площадки на Курилах довольно короткие. Если технические характеристики будут соответствовать требованиям, то мы будем брать L-410. Если нет, то будем продолжать работу, и «Аврора» ей активно занимается, с тем чтобы дали разрешение на приобретение импортной техники, которая уже адаптирована и летает.

- В селе Таком Долинского района закрылась военная часть, жилой фонд приходит в негодность. Управляющие компании без конца меняются, крыши протекают, проблемы с водой, с отоплением, со светом. Долинские власти плечами пожимают, мол, земля не наша, министерства обороны, ничего сделать не можем. Планируется ли решать этот вопрос как-то?

- Конечно, планируется. Чья земля – вопрос второй, люди-то там наши проживают. Для нас это всегда большая проблема, когда мы действительно не можем подступиться ни к благоустройству такой территории, ни к другим задачам. Хотя сейчас понимание у министерства обороны происходит: есть согласованные действия по передаче земельных участков. Я думаю, что этот вопрос мы продолжим решать в минобороны с тем, чтобы военные городки передали соответствующим муниципальным образованиям, в которых они расположены, чтобы местные власти могли навести там порядок. У нас существует и фонд капитального ремонта, и деньги на благоустройство выделяются. Но вот они пока за пределами, за границами. Конечно, это неправильно.

РУЗы уберут

- Будут ли какие-то перемены по рыбоучетным заграждениям (РУЗам) – может, порядок изменится, может, от них избавятся?

- Моя позиция однозначна, я председатель комиссии, в которой, правда, у нас 25% голосов и наши решения еще утверждаются вышестоящей организацией – сахалино-курильским управлением. Но тем не менее мы приняли решение, что однозначно будем высказываться против постановки РУЗов на территории Сахалина. Это принятое решение. Думаю, что надо в этом году начинать наводить порядок. Вы уже знаете, что укорачивается длина неводов, надо уменьшать и промысловую нагрузку. По югу это будет сделано, проведем свой рыбохозяйственный совет, обсудим меры, направленные на ограничение объемов вылова и сохранение популяции лосося. Нужно сделать так, чтобы рыба за несколько лет снова вернулась в сахалинские реки.

- У нас на материке складывается впечатление, что Сахалин должен купаться в японских инвестициях. Но, к сожалению, ничего особо прорывного мы не видим. Что мешает этому?

- Во Владивосток ездит премьер Японии Синдзо Абэ на протяжении уже нескольких лет, и даже город заказал программу пространственного развития Владивостока. Японцы сказали: будем этим заниматься. Япония инвестирует в те проекты, которые связаны в первую очередь с нефтегазодобычей. И активно инвестирует, и сами являются потребителем этой продукции. И покупает у нас морские биоресурсы. Но вы на Дальнем Востоке же живете тоже очень давно и знаете, что японский бизнес очень осторожен. После того как в конце 1980-х – начале 1990-х годов он активно пошел на Дальний Восток, в Хабаровске начали открываться рестораны, здесь гостиницы, потом что произошло? Практически всех этих бизнесменов или побросали, или акции попереписали, и все эти проекты закрылись. Конечно, это испугало бизнесменов.

Потому сейчас, обжегшись на молоке, дуют на воду. Они очень аккуратно и взвешенно подходят к инвестициям не только на Сахалин, но и вообще на территории Дальнего Востока. Но могу сказать, что совместно с нашими предприятиями  японские бизнесмены делают бальнеологический комплекс – Онсен, который, как заверяют они, в конце года должен открыться. На Сахалине есть японские рестораны, где работают японцы. Мы со своей стороны работаем сейчас над тем, чтобы был безвизовый обмен между Сахалином и Хоккайдо. Думаю, что прошли уже более половины пути. Безусловно, многое будет зависеть от переговоров в мае между президентом России и премьер-министром Японии. Думаю, что с учетом этих шагов японский бизнес все более активно будет втягиваться в орбиту экономических проектов сахалинского региона.

- Есть решение федерального центра о том, что часть нефтегазовых доходов, которые были перераспределены в пользу федерального бюджета, будет возвращена региону на строительство более 100 объектов. Когда начнется строительство этих объектов, какие будут в первой очереди и какие уже появятся в этом году?

- Действительно, когда произошло изъятие 50 процентов доходов по СРП-2, для нас это было шокирующим ударом. Потом мы начали выяснять, что, оказывается, некоторые наши министры об этом знали немножко ранее, но посчитали ненужным уведомить или еще что-нибудь. Но это уже другой вопрос. Тем не менее, благодаря консолидированной позиции сахалинцев, средств массовой информации, которые отреагировали на это так «больно», и позиции правительства Сахалинской области, нам удалось 50% в денежном выражении вернуть. На тот момент была зафиксирована сумма порядка 16,5 миллиарда рублей, которая была определена минфином, исходя из 33-х миллиардов. Сейчас мы видим, что сумма несколько больше. У нас появились дополнительные объекты. 101 объект – это в том числе школы, детские сады, объекты жилищно-коммунального хозяйства, развитие Курил.

Могу прямо сказать, что перед нами сейчас стоит непростая задача – как освоить эти денежные средства. Взять-то мы взяли, в муниципалитеты накидали, все хорошо. Но нужно понимать, что федеральные средства, которые пришли в бюджет нашего региона, администрируются совершенно по-другому. Если ты в этом году запланировал, их нужно в этом году исполнить. Это в своем бюджете мы могли куда-то переносить. Это очень большая ответственность.

Пути-дороги

- Летом планируется масштабная реконструкция железной дороги на Сахалине. Есть ли понимание альтернативной транспортной логистики?

- С одной стороны, это вещь важная, нужная, которую мы давно ждем. С другой стороны, любая переделка, реформирование несет за собой определенные трудности, которые нужно просто пережить. Это и вопросы поставки угля, железнодорожного сообщения, доставки различных грузов. Сейчас разрабатываются комплексные меры, чтобы, допустим, перебрасывать поставки угля в Корсаков, Холмск морским транспортом, не задействуя автомобильные дороги, которые тогда просто запрудят автомобили с углем.

Прорабатывается вопрос министерством транспорта, чтобы организовать автобусные маршруты на этих линиях. Думаю, что они будут организованы. Ну и будем смотреть, какие нагрузки на нашу дорожную сеть можно позволить, для того чтобы и грузы доставлялись. Регион не остановишь, при тех задачах, которые перед ним стоят и в строительстве, и в развитии, потоки грузов будут идти. Нужно понимать, что дальше мы будем интегрированы в общероссийскую сеть. У нас появятся все тяговые машины и механизмы, которые сегодня работают в России. Появится возможность приобрести новые пассажирские вагоны, мы прорабатывали этот вопрос с заводами, но просто на старую колею их не поставишь.

Поэтому в целом итог реконструкции будет положительным. Но вот 2018 – 2019 годы мы должны с вами пережить. Как мы пережили ремонт взлетно-посадочной полосы, когда у нас отменялись рейсы, мы делали по три рейса в неделю, что вызывало неудобства, но тем не менее сегодня все отрегулировано. То же самое будет и с железной дорогой.

-  Недавно появилась информация о том, что строительство аэропорта Южно-Сахалинска может не закончиться в срок. Это так?

- Я, честно говоря, мало видел объектов, которые завершены в срок. У строителей всегда почему-то чем ближе к сдаче, тем график больше сдвигается вправо. Я движения графика влево вообще не видел в стройке. На данном этапе идет нулевой цикл, из которого строители должны выйти в мае и начать монтаж конструкций. Пока, по докладам Полонского (руководитель аэровокзального комплекса – Авт.), у него никаких отставаний от графика нет. Дальше будем смотреть. Ну и потом начнется обычная работа – поджимка, накачка, графики недельные, потом суточные, комиссии и пошло-поехало. Но в любом случае он должен быть к началу 2020 года запущен.

- Когда сквозь Сахалин с юга на север проляжет сквозная асфальтовая дорога?

- Дорогу мы строим. Может, не такими темпами, какими хотелось бы. Когда я пришел, то поставил себе задачу – как можно быстрее закончить дорогу на Оху. И ежегодно мы по 30 километров сдаем. Но есть и другие вопросы, другие муниципальные образования, благоустройство городов и поселков. Есть те деньги, которые нужны муниципальным образованиям на местные дороги. Нам пришлось наш дорожный фонд немного разделить, потому что он должен быть направлен в том числе туда, где больше находится и живет людей. И город Южно-Сахалинск мы не обижаем по средствам дорожного фонда – даем около двух миллиардов рублей. Поэтому, конечно, это все сказывается на темпах строительства дороги на Оху. Но сегодня вы до Смирных доедете, есть участки до Тымовского и где-то есть до Ногликов, от Охи уже есть. Сегодня до Охи спокойно можно доехать за восемь часов.

Цифра в тему

3,5 миллиарда рублей выделены правительством региона и компанией «Аэрофлот» на покупку пяти новых 19-местных самолетов, которые будут летать на внутренних линиях Сахалинской области. В первую очередь воздушные суда будут совершать рейсы на Курильские острова.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 18 апреля 2018

Заголовок в газете: У Губернатора спросили

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру