Что сегодня из себя представляет Сахалинский колледж искусств

04.07.2018 в 00:24, просмотров: 380

В следующем году самому творческому учебному заведению островного региона исполняется 60 лет. Сегодня гость нашей редакции – директор Сахалинского колледжа искусств Андрей Костин.

Что сегодня из себя представляет Сахалинский колледж искусств
Фото автора

 

 Он рассказывает о планах на юбилейный год, о том, на кого учатся студенты колледжа, куда идут работать после его окончания.

Юбилейный год

- Что нового ожидается в будущем учебном году?

-  Мы традиционно выпускаем специалистов в сфере культуры и искусства – это инструменталисты, теоретики, дирижеры, звукооператоры, дизайнеры, работники социально-культурной сферы, хореографы, работники библиотек. Это те специалисты, которые нужны Сахалинской области.

С нового учебного года мы расширим спектр дополнительных профессиональных образовательных программ, связанных с переподготовкой и повышением квалификации. Они коснутся около тысячи специалистов, это практически 50% работников культуры – из детских школ искусств, музыкальных, художественных школ, музеев, архивных учреждений, Домов культуры. Это руководители различных творческих коллективов – театральных, хоровых, эстрадных. Например, музыканты-инструменталисты более углубленно изучат теорию музыки, чтобы преподавать сольфеджио и музыкальную грамоту в школах искусств. Балалаечники и домристы могут стать еще и гитаристами, понятно, что получить новую специальность долго и дорого, а вот пройти переподготовку и получить дополнительное образование вполне возможно. Слушатели в течение полутора лет осваивают профессиональные дисциплины, связанные с новой сферой деятельности.

В этом году переподготовку прошли более 400 специалистов, в том числе более 150 библиотекарей, около 80 музейных работников, 30 музыкантов, 100 работников социально-культурной сферы.

Стоит отметить и то, что особенность нашего следующего года заключается в том, что он юбилейный – в 2019 году колледжу исполняется 60 лет, сейчас разрабатываем большую программу праздничных мероприятий, связанных с этой датой.

А что потом?

- Кем можно работать после окончания колледжа?

- Преподавателями детских школ искусств, детских музыкальных, художественных школ, менеджерами социально-культурной деятельности, руководителями творческих коллективов в Домах культуры, Домах детского творчества, других учреждениях дополнительного образования, дизайнерами, звукооператорами в тех же самых учреждениях культуры. Эта специальность, кстати, очень востребована.

- А музыканты кем работают?

- Тем, кто заканчивает инструментальное исполнительство, присваивается квалификация «артист оркестра ансамбля», «концертмейстер» и «преподаватель». То есть он может работать и в творческом коллективе. У нас очень много ребят, которые заканчивают наш колледж, работают, допустим, в городском камерном оркестре либо в творческих коллективах при филармонии. Помимо того что они могут преподавать специальные музыкальные дисциплины, они работают еще и музыкантами.

- Какие экзамены нужно сдавать?

- В последнее время, в связи с введением нового закона об образовании, при поступлении в колледж искусств оставили только творческий вступительный экзамен. Он является главным, общеобразовательные предметы сдавать не надо. Если молодой человек способен к освоению программы в сфере культуры и искусства, то мы его зачисляем. Если таких больше, чем мест, то включается еще конкурс аттестатов. Например, на специальность «Дизайн» всегда конкурс три-четыре человека на место.

При поступлении на каждую специальность свои испытания.   Музыканты играют исполнительскую программу на своем инструменте, сдают музыкальную грамоту, теорию музыки. Если это дизайнер, то он сдает рисунок, живопись, композицию. Хореографов проверяют на пластические данные. Звукорежиссеры сдают физику, связанную с такими разделами, как акустика, например. Помимо этого, с ними беседуют по вопросам общей культуры и искусства, потому что они будут именно в этой сфере работать. То есть знания у них должны быть довольно широкими.

- Чтобы поступить в колледж, абитуриентам нужно заканчивать музыкальную школу?

- Необязательно, но при поступлении они должны владеть минимальными знаниями, навыками, в том числе в игре на музыкальном инструменте, и быть готовыми исполнить программу уровня выпускника музыкальной школы.

- Инструменталисты овладевают только одним инструментом?

- Как правило, если человек поступает на факультет инструментального исполнительства, у него, помимо основного инструмента, есть родственные. Если народник играет на баяне, то, как правило, к концу обучения он может играть на контрабасе, балалайке и других народных инструментах. Кроме того, все музыканты и звукооператоры изучают общий курс фортепиано.

Ценим тех, кто остается

- Студентам выплачивается стипендия?

- Да, всем, кто поступил, назначается академическая стипендия – она не очень большая, около 1700 рублей. Тем, кто из семей со сложным материальным положением, назначается ещё социальная стипендия 2 400 рублей. Академическую получают все до момента сдачи первой сессии, после неё студентов, которые учатся на тройки, мы, к сожалению, вынуждены лишать стипендии, хорошистам, наоборот, она повышается.

- У вас есть известные выпускники?

- Такие выпускники, конечно, есть, например, участник шоу «Три аккорда» на Первом канале Ярослав Сумишевский, он окончил факультет хорового дирижирования в начале 2000-х годов. Игорь Николаев учился в нашем колледже – правда, недоучился. За границей многие работают, есть педагоги, которые преподают в высших музыкальных учебных заведениях России.

Хотя я всегда говорю, что мы больше ценим и гордимся теми, кто работает в районах Сахалинской области, в наших северных городах и в Южно-Сахалинске, конечно. Очень много выпускников колледжа работает в городском камерном оркестре.

- Куда можно пойти учиться дальше после колледжа искусств?

- Музыканты чаще всего идут в консерватории, много выпускников колледжа учится во Владивостоке в Дальневосточном институте искусств, в Красноярске, Российской академии музыки имени Гнесиных. Большое количество наших дизайнеров идет учиться дальше в учебные заведения Санкт-Петербурга. Среди тех, кто окончил факультет социально-культурной деятельности, многие учатся в Санкт-Петербургском институте культуры. В принципе, продолжить своё обучение они могут где угодно, в том же Хабаровском институте культуры. Как правило, все учатся по той же специальности, которую они получили здесь.

- На каком этапе можно определить, что у ребенка есть творческие способности?

- Музыканты, как правило, определяются еще в детстве, к нам часто поступают выпускники детских музыкальных школ. Мы их видим с самого раннего детства, они приезжают на различные конкурсы, и мы их отслеживаем в течение пяти – семи лет. На этапе поступления мы уже знаем, кто к нам приходит, что это за ребёнок, каковы его способности. Уже в детстве родители должны обратить внимание на слух, голосовые данные, чувство ритма. Все эти качества улучшаются, если начать развивать природные данные в малом возрасте.

Если взять хореографические специальности, то какие-то способности можно заметить только в подростковом возрасте. Звукооператором дети хотят стать только годам к 14 – 15, потому что там обучение связано с техникой, для детей это слишком сложно.

Хотя бывают исключения, когда в детстве не получилось заниматься музыкой и развивать свои способности или ребёнок думал, что их нет. А в подростковом возрасте эти способности раскрываются – замечательный голос или прекрасный слух. Такие случаи бывают, когда без музыкальной подготовки ребята приходят и достигают очень серьезных творческих результатов.

- Можно ли выпускнику колледжа устроиться на высокооплачиваемую работу?

- В последнее время вообще многое поменялось, и отношение к бюджетной сфере в том числе. Ну, во-первых, никто из наших выпускников без работы не сидит. Во-вторых, сейчас заработная плата в области культуры по некоторым позициям даже выше, чем в сфере экономики. Я знаю, что преподаватели в детских домах искусств и домах культуры, руководители творческих коллективов получают достаточно приличную заработную плату.  Ещё одно преимущество – у учителей школ отпуск очень большой – 72 дня, и он всегда летом.

Я часто говорю студентам, что у них всегда будут благодарные ученики. Что они будут на протяжении всей своей жизни испытывать чувство гордости каждый раз, когда их воспитанники будут подниматься на сцену и исполнять произведения, над которыми работали вместе.