Премьера черновой версии ленты под названием «В объятиях моря» состоялась на прошлогоднем кинофестивале «Край света». Гость нашей редакции режиссер Дмитрий Моисеев рассказывает об истории создания своей кинокартины.
Десять съемочных дней
- Каким фильмам вручается спецприз «За образ»?
- Формулировки жюри меняются, то есть нет стандартных определений на все случаи. Все зависит от, так сказать, настроения комиссии и самого фильма. В этот раз они придумали диплом «За образ» и вручили его со словами: «Эту награду мы считаем вторым местом». Видимо, визуальный ряд истории каким-то образом приглянулся членам жюри. Любительская кинохроника, используемая в фильме, в какой-то момент выходит за рамки своей функции как документа из прошлого и становится обобщением, переходит в разряд образа. Возможно, также сам сюжет и его фантастическая составляющая работают на образное восприятие истории.
- Как фильм встретили на фестивале? Каковы отзывы мэтров?
- На кинофестивалях, где собирается профессиональное сообщество, и на «Кинотавре» особенно, не самые простые показы. Публика довольно сдержанная, большинство людей тут не случайны – они насмотрены, они сами имеют большой опыт работы в кино, ищут новые имена (продюсеры), пишут о кино (журналисты, критики). Поэтому бурной реакции почти не бывает. Что касается мэтров кинематографа, то о нашем фильме упомянул Александр Роднянский, а также были хорошие отзывы от Романа Каримова.
- Как пришла идея сценария?
- История родилась из размышлений о друзьях и Сахалине. Хотелось обозначить какое-то мифическое пространство, которое бы отвечало моей внутренней правде ощущений, создать немного другой остров, со своими странными законами, но знакомыми персонажами. Зацикленность эстетики сахалинцев на рыбе, и конкретно лососе, тоже хотелось усилить до абсурда.
- Где снимали фильм?
- Фильм снимался на юге Сахалина, в Корсаковском районе. В самом городе, в поселке Озёрском, на побережье, в сентябре 2016 года. Весь съемочный период у нас занял полтора месяца, а всего съемочных дней у нас было десять.
- Как проходил отбор актеров?
- Кастинга на главные роли как такового не было. История сразу писалась под двух реальных людей, моих друзей. Существовали, конечно, опасения, что с непрофессионалами могут быть проблемы, но мы сняли несколько проб и поняли, в каком направлении с этим можно работать, поправили диалоги, сцены. В итоге на площадке с ребятами было очень легко. Участвовали в нашем фильме и профессиональные актеры из Чехов-центра – Татьяна Никонова и Любовь Овсянникова. Несмотря на то что это был их первый опыт в кино, обе они отлично справились.
Общими усилиями
- С какими трудностями столкнулись во время съемок?
- Производили фильм своими силами, продюсирования у нас не было, поэтому выкручивались как могли. Технику брали бесплатно у знакомых, платили только за топливо и еду, некоторые технические приспособления делали своими руками. Основной сложностью во время съемок была организационная часть, нам очень не хватало людей, которые могли быстро и эффективно договариваться и решать какие-то вопросы, возникающие по ходу на площадке. Отсутствие бюджета также повлияло на запись звука, продолжительность съемочного периода, техническое и, как следствие, художественное качество фильма.
- Где проходило озвучивание и монтаж?
- Монтировал фильм я сам, уже будучи в Москве, а вот визуальными эффектами занимался мой брат Денис Моисеев, а также Николай Карнаухов (он также оператор-постановщик фильма) на Сахалине. В целом постпродакшн занял у нас около восьми месяцев. Было много поисков в нашей с братом старой любительской хронике, потом мы эту хронику оцифровывали, вставляли в монтаж, убирали, ставили что-то другое, и так много раз, пока не нашли то, что нужно. Параллельно делали визуальные эффекты и анимацию.
Отдельная сложность была со звуком: его делали тоже в Москве, но работали с некачественно записанным материалом, поэтому было много проблем и не все их в итоге удалось решить. Но звукорежиссер Юлия Баженова приложила все возможные усилия, и только благодаря ее стараниям в фильме хоть что-то слышно. Переозвучивания мы не делали, в фильме использован так называемый чистовой звук с площадки.
Немного о планах
- О чем фильм, какую идею вы хотели донести?
- Есть фильмы с четко артикулированным посланием к аудитории. Наше кино немного другое – оно не формулирует высказывания или указания, скорее, предлагает погрузиться в размышления о памяти, дружбе, ритуальности жизни, обусловленности личности местом, предопределенности пути. Это сделано абсолютно намеренно, и кому-то может показаться недостатком, слабостью истории, но мы вполне осознаем, что многие люди могут не принять нашу идею.
- Какова дальнейшая судьба фильма «Рыбный день»?
- Мы не выложим его в интернет, поскольку существуют правила кинофестивалей, которые не позволяют это сделать, а мы еще планируем поучаствовать в различных киносмотрах. Но в ближайшее время будет показ короткого метра (участников «Кинотавра-2018»), который пройдет в кинозале Третьяковской галереи, – там покажут и наш фильм.
- Есть ли планы снять полнометражный фильм?
- Сейчас мы с единомышленниками разрабатываем идею научно-социальной фантастики, это будет полнометражный фильм и тоже довольно странный. Про сюжет пока ничего говорить не буду, но очень надеюсь, что участие в «Кинотавре» поспособствует привлечению интереса продюсеров к предстоящему проекту.
Кстати
«Кинотавр» - кинофестиваль, с 1991 года проходящий в Сочи, является одним из самых престижных в России. На участие в «коротком» метре смотра в этом году претендовало более 400 работ, тридцать из них (в том числе «Рыбный день») добрались до конкурса. Победителем в номинации «Короткометражный фильм» стала картина «Календарь» режиссера Игоря Поплаухина.
Победа на «Кинотавре» - не первый успех братьев Моисеевых на российских и международных смотрах. Их фильм «Пропавший» ранее участвовал на фестивале короткометражек в Лос-Анджелесе, а также был представлен на Каннском фестивале.
Из досье МК
Фильм «Рыбный день»
Пара друзей решают отправиться на рыбалку. Товарищи заезжают за третьим, однако тот превратился в рыбу. Теперь герои вынуждены решать, что делать дальше.
Год: 2018.
Страна: Россия.
Жанр: Короткометражный фильм.
Режиссер: Дмитрий Корсаков.
В ролях: Алексей Петров, Владимир Шаров, Ярослав Звягин, Екатерина Колотова, Любовь Овсянникова, Татьяна Никонова.
Продюсер: Дмитрий Корсаков.
Сценарист: Дмитрий Корсаков.
Оператор: Николай Карнаухов.
Художник-постановщик: Денис Моисеев.
Хронометраж: 20 мин.