Антонина Добролюбова отметила 25­ летие работы в театре кукол

Большой праздник устроили в прошлую пятницу артисты Сахалинского театра кукол: с 25-летием творческой деятельности они поздравили своего ценнейшего наставника, художественного руководителя и просто любимого человека Антонину Добролюбову

Антонина Добролюбова отметила 25­ летие работы в театре кукол
Фото автора

Неслучайная встреча

В начале своей карьеры молодая выпускница Ровенского государственного института культуры и не подозревала, сколько ей придется сыграть ролей и освоить профессий здесь, в уже родном и единственном для нее театре. Сегодня Антонина с теплотой вспоминает своих первых преподавателей и тех людей, встречи с которыми стали судьбоносными.

- Моя актерская карьера вообще началась с драматического театра, - вспоминает Антонина Александровна. – Окончив высшее учебное заведение, кафедру режиссуры, я приехала на Сахалин. Сразу же решила устроиться работать в драматический театр имени Чехова. Помню, на прослушивании тогда присутствовали настоящие мэтры – народные артисты России, такие как Клара Кисенкова и Владимир Абашев. Я читала «Репку», они очень быстро прониклись и приняли меня в свой состав. Это стало началом моего профессионального пути. Очень приятно было работать с ними, сложился мощнейший состав, всегда чувствовалась поддержка коллег.

После театральной сцены Антонина Александровна устроилась на работу в пансионат для детей «Розовый слоненок». Там она преподавала детям уроки сценического искусства, здесь же совершенно случайно познакомилась с основателем Сахалинского театра кукол Владимиром Петровичем Ральчуком.

- Он приехал со своим спектаклем, а я привела детей на его постановку, - рассказывает актриса. – Когда он услышал мой голос, спросил, имею ли я отношение к театру? Пришлось признаться ему. Он тут же порекомендовал мне немедленно идти в театр кукол. Так, первого декабря 25 лет назад я впервые вошла в эти двери. Помню, на улице была сильная метель, но это меня не остановило – вело огромное желание попасть в театр, хотелось быть именно здесь, и даже неважно кем. На пороге меня встретила Ольга Петровна Сидоренко – она была главным художником театра. Надо сказать, этот человек сыграл очень важную роль в моей жизни. Она удивительная, очень интересная женщина, выдающийся художник, у которого много спектаклей и в России, и за рубежом. Я ей сказала тогда, насколько сильно мое желание работать в театре. Но на тот момент все актерские ставки были заняты и мне заявили: «Не быть тебе актрисой». Растерявшись, я спросила: «Ну, может, хоть кем-нибудь»? Тогда меня приняли на должность помощника режиссера.

Начало пути

Свой первый рабочий день Антонина Александровна вспоминает с трепетом. Тогда, сидя за ширмой и наблюдая за игрой актеров, она поняла, что влюбилась в это чудесное кукольное искусство. Артисты работали с небывалой отдачей, даря со сцены свою любовь маленьким зрителям.

- Театр тогда был совсем другим, актеров было немного, само здание располагалось на улице Карла Маркса. Помню, там была крошечная гримерка, где стояло четыре кресла, мальчики уходили переодеваться за кулисы, а девочки занимали эту гримерку и никого не пускали, - смеется Антонина Александровна. – В этот период приглашенных режиссеров не было, все постановки ставила Ольга Петровна Сидоренко. Первой моей ролью была сова в спектакле «Лисенок Плут», это был проходящий персонаж. Я тогда совершенно не понимала, что мне делать с ней, а сова не понимала, что делать со мной. Все это было весело и смешно.

Через какое-то время на Сахалин со своим спектаклем приехал режиссер Владислав Панкратов. Так случилось, что артистка, которая должна была играть главную роль, ушла в декрет. А Добролюбова тогда присутствовала на всех репетициях в качестве помощника режиссера, и, когда начали думать, кем заменить отсутствующую актрису, предложили Антонине прочитать текст.

- Начав читать, я удивила режиссера, который моментально поинтересовался, имею ли я отношение к актерской деятельности, - продолжает Добролюбова. – Я и рассказала, что играла раньше в драматическом театре. Так меня утвердили на главную роль, с этого и началась моя актерская карьера. Следующие мои спектакли были разные, но каждый из них сказочный, волшебный. Я очень люблю тот маленький театр, он делал тогда свои первые шаги и запомнился каким-то открытым, отчасти наивным и очень добрым. Несмотря на то что места было совсем немного, мы ставили потрясающие спектакли. Придумывали какие-то переходы, путешествия из одного зала в другой. Делали все с огромной любовью. Мне очень повезло, что я оказалась в начале пути еще в том маленьком театре, с которого все началось.

Грустная премьера

Сегодняшний театр кукол стал другим, более современным, а главное – более вместительным. Новое здание в те времена получить было непросто, помог счастливый случай.

- Всегда шли разговоры о том, что театру нужно здание, - рассказывает художественный руководитель театра. – Но говорили об этом очень спокойно, пассивно. Построить новое тогда было немыслимо, но через некоторое время именно это и произошло. Как-то я поставила спектакль «Лягушонок и море», мы сильно увлекались работой в технике «черный кабинет» - когда артистов совсем не видно, видно лишь кукол. Это было путешествие на морское дно, где плавают медузы и другие обитатели глубин. Спектакль был красивым, много желающих попасть на постановку. В этот момент к нам пришел корреспондент и, увидев, как дети разворачиваются и уходят, потому что им просто не хватило мест, написал статью, которая называлась «Грустная премьера». Она попала в руки Игорю Фархутдинову, прочитав ее, он пришел в бешенство от того, что наши дети плачут, потому что не могут попасть в театр. Ситуация сразу же оживилась. Нам активно стали искать здание, в которое мы можем переехать. Начались какие-то разговоры, все пришло в движение. Знаете, мы до сих пор вспоминаем его очень тепло, потому что это был настоящий человек, настоящий хозяин.

Отдельную благодарность Антонина Добролюбова выражает Владимиру Беджисову, который в то время был начальником управления культуры области, он помог заказать проект нового здания театра.

- За столом вместе с нами проектировщики разворачивали большие листы бумаги, но я ничего в них не понимала, - признается Антонина Добролюбова. – Но мы вместе обсуждали где и что будет находиться. Когда мне дали в руки проектно-сметную документацию, я была самым счастливым человеком в мире. Я очень благодарю всех, кто принимал в этом участие. Когда мы открывались, у нас совпало сразу два знаменательных события – открытие нового здания театра и первый фестиваль «На островах чудес». Мы жили еще в коробках, но уже готовили этот фестиваль, очень хотелось, чтобы нас увидели приезжие гости и знали, что у нас есть такой театр. Мы верили в каждую премьеру, в режиссеров, которые к нам приезжали. Всегда стояла задача – приглашать самых лучших, потому что театр тогда начинает расти, повышает свой профессиональный уровень. Ведь это своего рода мастер-класс для всех нас: и для цехов, и для актеров. Знаете, как было приятно – после четвертого фестиваля о нас говорили, что команда работает как единый механизм. Но, наверное, самое главное, что люди любят наш театр и мы для них очень стараемся.

Одержимая роль

Каждая роль Антонины Добролюбовой по-своему значима. Но самая серьезная и любимая – персонаж Ольги Хохловой в спектакле «Одержимая любовью».

- Я ждала ее всю свою творческую деятельность, вы даже не представляете, как я обрадовалась, когда мне предложили эту роль, - делится воспоминаниями Антонина. – Она стала для меня судьбоносной. Когда мы репетировали, было страшно, казалось, что я ничего не умею, ничего не знаю. Но тем не менее все получилось, и мы вместе с Ольгой уже много лет вместе. Спектакль родился в 2009 году.

За всю свою творческую деятельность Добролюбова поставила 23 спектакля. Все ее работы очень разные, не похожие друг на друга – волшебные и высокотехнологичные, забавные и поучительные, веселые и грустные. С ними актриса, режиссер и художественный руководитель театра в одном лице объездила множество городов, рассказывая людям о любви, честности, добре и бесконечных чудесах.

- Мы стараемся всегда идти в ногу со временем, работаем с разными формами, нам просто необходимо развиваться, - уверена Антонина Добролюбова. – Исторически так сложилось, что театр кукол в понимании многих это просто ширма и кукла. Поэтому, когда здесь появилось понятие «живой план», возникло множество споров: уместно ли это в театре кукол, ведь живой план – это скорее драматический театр. Мы, как современные артисты, посчитали, что уместно, и стали работать в этом направлении. Нам необходимо было учиться, и мы приглашали специалистов, ведущих мастеров театрального искусства – в последующем открыли настоящую летнюю театральную школу. Наши актёры обмениваются опытом с приезжими, работают, пытаются создать что-то новое. Сейчас я могу с гордостью сказать, когда сахалинский театр выходит на сцену с живым планом, мне не стыдно. Артисты умеют владеть телом, умеют петь, они молодцы! Мы всегда экспериментировали, искали новые формы – это хорошее состояние. Мы серьезно занимались синтезом – он состоял в том, что мы соединили театр танца с театром кукол и драматический театр. Когда ты рискуешь, пробуешь, ты растешь, пробиваешь себе путь. Один из наших экспериментов – спектакль «Дракула», он действительно удался, сегодня невозможно достать на него билеты. К этому спектаклю мы готовились очень серьезно, занимались вокалом.

Выход на большую сцену

В театре появились и популярные сегодня квартирники. Только здесь их организовали исключительно для подростков. Сахалинский театр кукол работает для зрителей всех возрастов – это и театр «Тишины» для людей с ограниченными возможностями, и театр «Ладошки» для совсем маленьких детей от полутора лет, и театр для взрослых. Задача каждого из них – диалог со зрителем. Актерам важно раскрыть вопросы души и помочь найти ответы.

- Актер должен быть искренним, открытым, у него должно быть редкое качество, он должен уметь удивляться и чувствовать, - признается актриса. – Как ты можешь выйти к зрителю и не быть открытым? Тебе не поверят! А когда ты полностью доверяешь своему персонажу, ты его чувствуешь, это понимает зритель. Я очень люблю, когда после второго звонка артисты выходят на сцену, мы стоим в полной тишине, слышно только, как стучит сердце. Зал по ту сторону сидит в ожидании. Ты выходишь на сцену и происходит слияние – ты чувствуешь зрителя каждой своей клеточкой. Это непередаваемое, ни с чем не сравнимое чувство.

К заслугам художественного руководителя театра можно отнести многое: так, в 2004 году Сахалинский театр кукол получил приглашение на международный фестиваль «Чаепитие в Мытищах», где был представлен спектакль «Обыкновенный концерт». Это было первое выступление нашего театра за пределами острова. Еще одной важной задачей для Антонины Александровны стало создание международного фестиваля театра кукол в Южно-Сахалинске «На островах чудес». В рамках этого фестиваля Сахалин посетили актеры из разных стран: Испании, Франции, Японии, Кореи, Турции, Эстонии, Литвы, Чехии и других.

Сахалинский театр кукол становился участником международного фестиваля в шести странах мира. В Эстонии во время европейского тура в программе фестиваля было представлено 150 постановок, которые включали в себя пять ведущих спектаклей мира.

Особой гордостью для Антонины Александровны является актерский состав. Здесь и выпускники Сахалинского колледжа искусств, и Сахалинского театрального колледжа, а также мастера сцены, окончившие Саратовское и Днепропетровское театральные училища.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 6 декабря 2017

Заголовок в газете: Откройся – и тебе поверят

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру