«МК на Сахалине» узнал, как сахалинские татары возрождают культуру и традиции

На протяжении всей истории в освоении Сахалинской области участвовали и участвуют представители многих народов, каждый из которых вместе с неоценимым трудом привносит в культуру частичку своей самобытности.

«МК на Сахалине» узнал, как сахалинские татары возрождают культуру и традиции
Фото: Sakhtatary.ru

           И значительное место в этой многонациональной нише занимает татарский народ, принявший непосредственное участие в развитии на севере острова стратегически важной нефтяной промышленности. А в наши дни ставший объединяющим звеном для мусульман, проживающих на острове. Об огромной работе, проводимой для сохранения и приумножения культурных и религиозных традиций, нам рассказали руководители национально-культурных автономий татар Сахалинской области Закия Валитова и Динур Шаймарданов.

Русские помогли

История начала массового заселения татар на Сахалин датируется 1933 годом. Связана она с разработкой Советским Союзом на севере острова нефтегазовых месторождений. Именно тогда молодые выпускники вузов и уже опытные специалисты из Татарской АССР и Башкирии начали принимать непосредственное участие в только начавшейся кампании по освоению сахалинских недр. Зарплату по тем временам вахтовикам платили очень высокую, да и голод в Поволжье сыграл большую роль в желании людей найти новый дом.

- Я сейчас пишу книгу о татарах Сахалина, о том, как они приехали, какую принесли пользу в развитие области, - поделилась Закия Зиатдиновна. – Основана она на воспоминаниях старейшин, приехавших на Сахалин в послевоенные годы. И в ходе работы над книгой мне в руки попал исторический документ – трудовая книжка Хамзины Сабиры Сайфутдиновны 1887 года рождения. Она приехала на остров в 1939 году по вербовке и до самой пенсии работала в нефтегазовой отрасли, за что была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Основная сложность у многих приехавших на остров с семьями, выросшими в татарских деревнях, было незнание русского языка. Скажу на своём примере, а я тоже росла в верующей татарской семье и языка практически не знала, что вначале было тяжеловато. Но русские, которые тут жили, встретили меня очень тепло – помогали, учили языку. И до сих пор оказывают поддержку с организацией тех же мероприятий. Я хочу сказать, что русские – добрейший народ. Так же считают все старейшины, вспоминая жизнь на острове.

Детям свой праздник

Самоорганизовываться татарский народ, а их на островах проживает чуть более 6000 человек, начал сравнительно недавно. В 2005 году появилась первая организация и учебно-культурный центр «Туган тел» (родной язык). Событие можно назвать объединяющим. По воспоминаниям Закии Валитовой, сначала не было ничего, но постепенно люди начали приносить национальные костюмы, книги, предметы быта, принимать участие в жизни и деятельности центра, знакомиться и общаться. На данный момент в учебно-культурном центре действует воскресная школа, отметившая в этом году десятилетие. Учебники и литературу для неё присылают из министерства образования и науки Татарстана.

- Нашей основной задачей является возрождение и приумножение наших культурных традиций, наследия, языка, - утверждает председатель этого центра Закия Валитова. – Если раньше приехавшие татары не знали русского языка, то сейчас третье поколение не знает татарского. Поэтому мы обучаем всех желающих языку и активно вовлекаем детей в культуру. Вот взять наш главный праздник «Сабантуй», не так давно он, благодаря общим стараниям, стал проводиться для детей отдельно, как это делается в других регионах России. В прошлом году детский «Сабантуй» праздновал свой юбилей. И мы по этому случаю организовали ребятам небольшой сюрприз, пригласив волшебника с мороженым на вертолёте.

Есть где молиться

Работа по сохранению культурного наследия и поддержки татарского народа с момента появления татарских автономий, а их в области несколько, была проведена колоссальная. В 2015 году подписано соглашение о сотрудничестве между правительствами Сахалинской области и Республики Татарстан. Организовано проведение «Сабантуя», за 12 лет переросшего в уровень дальневосточного. Можно сказать, с нуля образовался танцевальный коллектив «Дуслык» (Дружба). Есть детский ансамбль «Татарстан» и одноимённая футбольная команда. Совместно с остальными мусульманами учреждено молельное место.

- Раньше татарам, да и всем мусульманам, приходилось молиться где попало, - вспоминает председатель национальной культурной автономии татар Сахалинской области Динур Шаймарданов. – Не так давно нам выделили под эти цели большое помещение, находящееся на улице Деповской. Мы сделали там ремонт, ввели отопление – одним словом, создали все условия. И теперь это место пользуется большой популярностью как у татар, так и у других мусульманских народов, особенно во время религиозных праздников. Мы очень благодарны правительству за предоставленное здание, ведь религия – важнейшая часть жизни каждого мусульманина.

Делам духовным татары уделяют очень много внимания. Это касается и упокоения усопших. А их по мусульманским, а в частности по татарским традициям, хоронят несколько иначе, нежели христиане. Вопрос, по словам Закии Валитовой, очень больной, но уже разрешившийся. Чаяния татар были услышаны правительством и для народов отвели сектор, а также места для омовения. Кстати, это уже не первое татарское кладбище. Аналогичное есть в селе Советском, на котором захоронены многие участники Великой Отечественной войны, приехавшие вместе со всеми восстанавливать остров, – им установлен мемориал памяти.

Не забывают татарские автономии и о старейшинах. По их традиции молодые должны ухаживать за старшими. В рамках ухода уже неоднократно был организован их выезд на историческую родину предков. На родину в Татарстан из Охи возили даже очень пожилого дедушку в возрасте 90 лет и его 87-летнюю супругу. Также помогают молодым. В рамках соглашения для сахалинских татар предоставляются квоты в Казанском государственном университете.

Дружба народов

В наши дни татарские национально-культурные автономии региона активно взаимодействуют с другими народами, проживающими в Сахалинской области. Участвуют в организации и проведении государственных праздников, значимых региональных мероприятий, ярмарок, концертов. Занимаются общественно полезными работами, благотворительностью, волонтёрской деятельностью, устраивают субботники. Продвигают национальную кухню, культуру, искусство. Представители народа входят в общественный совет при правительстве Сахалинской области, имеют собственный культурный центр, работают в нефтегазовой отрасли, медицине, педагогике, торговой сфере. Являются одними из учредителей и членов «Ассамблеи народов Сахалина», в рамках которой выполняют большую работу по сплочению народов, проживающих в регионе. А также занимаются совместной организацией национальных праздников «Навруз» (мусульманский Новый год), «Курбан-Байрам» (праздник окончания хаджа-паломничества) и «Сабантуй» (праздник окончания полевых работ).

Кстати

В 2018 году в Южно-Сахалинске может быть установлен памятник известному татарскому поэту Габдулле Тукаю. Как утверждает Закия Валитова, вопрос с установкой уже решен. Но место ещё не назначено. Все затраты по созданию, транспортировке, а также размещению и содержанию памятника взяло на себя правительство Татарстана. Примечательно, что на Сахалине живет праправнучка Тукая.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 11 октября 2017

Заголовок в газете: Вдали от родины, но вместе

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру