Особенно актуально это для наших детей, их растущие организмы должны получать необходимые витамины и следить мы за этим должны с особым тщанием.
Диетический минтай
Но как проследить, что ест ребенок в течение дня, когда родители находятся на работе? В области для этого приняли решение разработать специальное школьное меню совместно с родителями, учениками и педагогами.
– По нашему мнению, сегодня в рационе школьников недостает рыбы, – убеждена начальник департамента образования администрации Южно-Сахалинска Анастасия Киктева. – Это в регионе, где проблем с обеспечением рыбой не существует. Недостаток нужно восполнять. И речь идет здесь не только о лососе, в школьное меню необходимо добавить блюда из минтая, рыбы семейства тресковых, которую добывают местные компании. Этот вид рыбы содержит много различных витаминов, серы, железа, магния, фосфора, кальция, а также полиненасыщенных жирных кислот. Именно поэтому большинство диетологов рекомендуют минтай как можно чаще включать в рацион, в том числе и детский.
Но много – тоже не всегда хорошо, ведь рыба каждый день может и надоесть. «А уж сколько блюд можно приготовить из картошки, – вопрошал герой кинофильма «Девчата». – Жареную и пюре». Чтобы доказать, что из любого продукта можно приготовить достаточное количество блюд, для разработки школьного меню пригласили настоящего шеф-повара.
– При составлении меню следует помнить, что школьное питание предусматривает ряд ограничений, – рассказывает шеф-повар Иван Быковский. – Продукция не может быть обжарена, разрешено только запекание, тушение и варка, то есть щадящие режимы тепловой обработки. Специи тоже могут быть использованы не все и в небольшом объеме.
Несмотря на эти ограничения, первая дегустация в столовой гимназии № 3 Южно-Сахалинска насчитывала пять блюд из филе минтая: рыба тушеная в томате с овощами, рыба в омлете, запеченная в фольге, рыба «Аппетитная» и фрикадельки.
Работу повара принимали школьники разных классов, их родители, педагоги и представители власти. Каждый должен был поставить оценку (от одного до пяти баллов) всем пяти блюдам. Оценки, конечно, были разные, как говорится, на вкус и цвет товарищей нет. Третьеклассница Милана Суханова, к примеру, самые высокие оценки выставила рыбе «Аппетитной» и в омлете, чуть похуже оценила тушеную в томате с овощами, «троечку» поставила запеченной в фольге и фрикаделькам.
Согласен с ней и старшеклассник Ярослав Комлев:
– Не примут наши ученики фрикадельки, – уверен он. – Не понравится им ни консистенция, ни внешний вид. А вот минтай в томате с овощами, рыба «Аппетитная» и в омлете, думаю, самое место в нашей столовой.
Собственно, эти три блюда в итоге стали победителями первой дегустации и были рекомендованы к включению в школьное меню.
Проба № 2
Но, чтобы получить более объективную оценку, учитывая предпочтения и других школьников областной столицы, провели и вторую дегустацию. На этот раз членами жюри стали ученики и их родители из шестой, седьмой начальной и кадетской школ, а также Восточной гимназии. Место проведения осталось прежним – столовая гимназии № 3. Не изменился и шеф-повар, правда, в меню внесли корректировку. Исключили фрикадельки, которые заняли последнюю позицию в предыдущей дегустации, и рыбу, запеченную в фольге. Зато добавили котлеты, фишбургер и рыбный пирог. Блюда оценивали по той же пятибалльной системе по четырем параметрам – вкус, запах, внешний вид и консистенция.
Некоторые школьники подошли к задаче оценить качество блюд со всей ответственностью. Например, Кирилл Артемьев, первоклассник из седьмой начальной школы, с утра попил лишь чай, чтобы настроить вкусовые рецепторы на нужный лад и дать объективную оценку.
– Все очень вкусно, – заявил Артем во время дегустации. – Но я бы поставил твердую «четверку», так как рыба холодная.
– А я бы поставила «четверку» рыбному пирогу, – говорит ученица 11 класса из Восточной гимназии Алена Ли. – Правда, надо его еще распробовать.
Учителю ОБЖ и физкультуры из шестой школы Сергею Олейнику понравилось все.
– У меня нет претензий, – заявил он. – Вкус, запах, консистенция и внешний вид – на высоте, придраться не к чему.
По итогам второй дегустации подавляющее большинство участников (89 процентов) поставили высшую оценку фишбургерам. Высокие оценки заработали рыба в омлете и тушеная в томатном соусе с овощами.
Теперь профильному ведомству до первого июня предстоит собрать предложения по новой модели питания учащихся Сахалинской области. Будут учитываться не только предпочтения школьников, их родителей и педагогов, но и заключения регионального министерства здравоохранения, а также управления Роспотребнадзора по Сахалинской области. В дальнейшем предпринимателям, которые занимаются обеспечением школьного питания, предложат включить выбранные блюда в постоянный ассортимент.
Важно!
Правильное школьное меню (примерное)
Завтрак:
– салат;
– горячее (молочная каша, суп, сырники, омлет или запеканка);
– горячий напиток (какао, компот, чай).
Обед:
– первое блюдо (суп);
– второе блюдо (рыба или мясо с гарниром из круп или овощей);
– третье блюдо (кисель, компот или сладкий чай).
Полдник:
– булочка;
– кисломолочные напитки или молоко.
Под запретом
Чем нельзя кормить детей в школьных столовых:
– продуктами с истекшим сроком годности;
– мясом, субпродуктами, рыбой, не прошедшей ветеринарный контроль;
– субпродуктами, кроме печени, языка и сердца;
– мясом диких животных;
– яйцами и мясом водоплавающих птиц;
– консервами с нарушением герметичности банок;
– продуктами домашнего изготовления;
– кремовыми кондитерскими изделиями, карамелью, жвачкой, газировкой;
– зельцами, изделиями из мясной обрези, кровяными и ливерными колбасами, заливными блюдами, студнями, форшмаком из сельди;
– грибами;
– квасом;
– сырокопчеными мясными изделиями и колбасами;
– продуктами, жареными во фритюре;
– исключить уксус, горчицу, хрен, перец, острые приправы, острые соусы, кетчупы, майонез, закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты;
– ядрами абрикосовой косточки, арахисом;
– холодными напитками и морсами из плодово-ягодного сырья;
– окрошкой и холодными супами;
– макаронами по-флотски и с рубленым яйцом;
– яичницей-глазуньей;
– паштетами и блинчиками с мясом и творогом;
– ГМО.