Наш корреспондент побывал за кулисами Сахалинского зоопарка

Раненый лебедь, звериная кухня, дом сахалинского Айболита, новорожденный ягненок и множество других интересных мест, историй и вещей, скрытых от глаз обычных посетителей, удалось увидеть корреспонденту «МК на Сахалине» в местном зооботаническом парке.

Наш корреспондент побывал за кулисами Сахалинского зоопарка
Фото автора

Проводником по царству зверей стал главный врач зоопарка Андрей Зайцев.

Игрушка вместо мамы

Переодев меня в форменную куртку, Андрей провел по своей вотчине – ветеринарно-карантинному отделу. Здание новое, с хорошим ремонтом и стерильной чистотой.

– В этой комнате осматриваем животных, делаем рентген, уколы, проводим процедуры, – рассказывает Андрей про приёмную палату. – А здесь (показывает рукой) делаем операции. Тут, кстати, оперировали не так давно сбежавшего лебедя. Шуток про него и о нас было много в интернете, однако, считаем, этот побег большой победой. Никто ведь не знает, сколько мы его выхаживали, как боролись за жизнь птицы, когда принесли ее больной, замученной и исхудавшей, с поломанным крылом. Очень обрадовались, когда лебедь смог взлететь и выбраться за ограждение.
А вот тут стоит большой монитор, компьютер, подключенный к рентгену, а также оборудование для обработки анализов.

Действительно, оборудование в зоопарковой клинике самое высококлассное. Думаю, для многих российских больниц есть повод для зависти.

– Недавно у нас родился малыш обезьяны, – поделился Андрей, открывая очередную дверь. – Но, к сожалению, родители от него отказались, вынуждены были выкармливать его сами. Когда немного подрос, то осознал, что у него нет мамы. Тогда сотрудники принесли ему мягкие игрушки, и он из всей кучи выбрал именно игрушку обезьянки. Теперь с ней не расстается ни на минуту и считает её своей мамой.

Малыш гривета, один из видов обезьян семейства мартышковых, и правда, крепко обнимал обезьянку и забавно её мучал. Когда его перенесли после процедур в экзотариум, то увидел, что его клетка наполнена игрушками, ну точно, как у ребёнка.

Дальше мы двинулись на звериную кухню (тоже новое здание) – приближалась кормёжка животных, и сотрудники были погружены в работу. По словам Андрея, когда приезжал специалист из Москвы, то отметил, что такой крутой кухни нет даже у них.

– Кормёжка зверей делится на летний и зимний сезоны, – рассказывает врач, одновременно показывая, где и что располагается. – Зимой животные получают больше витаминов и еды, у них немного меняется рацион. Вот здесь у нас делают смеси из овощей, тут – мясной цех для приготовления корма для хищников, кормим их в основном говядиной. А дальше цех сухих кормов, количество еды взвешивается с точностью до грамма. В цехе варки и жарки готовим медведям рыбу и овощи.

Помимо кухни, показали склад в подвале, вместе с сухими кормами здесь три огромных пятидесятитонных морозильника для мяса, рыбы и овощей.

Врачей животные не любят

Наша экскурсия по пищеблоку окончена, пора отправляться к животным. Начали с водоплавающих птиц. Их не так давно выпустили из клетки, и некоторые «квартиры» готовили к консервации на лето: обрабатывали дезинфектором и должны были начать белить стены. Заглянули в бассейн: лебедь-беглец как раз пытался взлететь, махал крыльями, словно бежал по воде.

– Поправляется, – с удовлетворением отметил Андрей.

Осмотрев птиц, ветеринар повел меня к овцам.

– Если ты читал новости, то знаешь, что позавчера у нас овечка родила ягненка, сейчас ты его увидишь, – поведал главврач.

Завидев меня, овечки и козы испуганно сбились в угол. Мамы (их две, одна родила чуть раньше) сидели в отдельных от стада загонах. И пройти к новорожденному нужно было через первую маму, которая при нашем приближении громко заблеяла.

– Овца – стадное животное и хочет, чтобы её выпустили, – поясняет Андрей. – Ну или просто попрошайничает, привыкла, что её угощают вкусняхами. Но выпускать нельзя, иначе ягненка могут затоптать.

Ягненок, что постарше, с любопытством потянулся к нам, и, обрадовавшись гостям, попытался попробовать мои штаны на вкус.

Второй малыш оказался в следующем загоне. Он еще не мог стоять и лежал, смешно поджав ножки. Ветеринар, подняв новорожденного, предложил мне его погладить. Шерстка оказалась мягкая, даже не знаю, с чем сравнить. При этом мать внимательно следила за нашими действиями, но, видимо, не почуяв опасности, вела себя спокойно.
Соседями овец были яки. Самец и самка занимались своими обычными делами – ели. Но как только мы подошли, Уголек, так зовут самца, сразу отвлекся от дел и начал нервничать.

– Это он на меня реагирует, – пожаловался врач. – Ветеринаров ни в одном зоопарке животные не любят. Дело в том, что они навсегда запоминают, кто делал им хоть раз больно. А нам, в силу своей работы, приходится ставить уколы, осматривать, брать анализы, иногда оперировать.

При этом як начал закрывать собой самку, недовольно фыркать и бодать шины, как бы показывая: мол, уходите, иначе вам мало не покажется. Чтобы не нервировать Уголька, направляемся к следующим питомцам – северным оленям, в загоне у которых проходили земляные работы.

– Грунт обновляют, – пояснил Андрей. – Нужно создать имитацию различной поверхности, чтобы у оленя не деформировались копыта и животное не болело. Тут и песок, и камни, и бетонная плита, казалось, такая мелочь, а олень, заходя на нее, стачивает копыта.

Медвежь рукопожатие

Не забыли и про медведей, которых в зоопарке четыре: мама – старая медведица, ее сын и две молодых медведицы, одну из них, по имени Юля, или, как ласково ее называет Андрей, Жужа, привезли в прошлом году, конфисковали у браконьеров, продававших ее за 30 тысяч рублей. Подошли к клетке. При виде нас Жужа оживилась и протянула лапу, как бы здороваясь.

– Не советую здороваться, – предостерег ветеринар. – Ты с ней поздороваешься, а она зацепит руку и к зубам подтянет. Она сильно выросла, а еще в прошлом году на руках у меня сидела. Гляди, какая сейчас здоровая, превращается в опасного хищника. Вырастет как вон тот зверюга (показывает на медведя). Он как-то злился, и шину от грузовика, которая у него висит для игр, перебросил через четырехметровый забор. С ними нужно аккуратно. К людям, которые их кормят и убирают за ними, они, конечно, привыкли, но никто из сотрудников никогда не зайдет в клетку к хищнику. У нас с техникой безопасности строго.

После медведей направились в экзотариум, но не в зал, где гуляют посетители, а в подсобные помещения. Там впервые в жизни увидел инкубатор со змеиными яйцами. В одной из комнат, в которую мы вошли, стоял странный шум – шелест, шуршание, пение. Оказалось, что во множестве ящиков, стоящих на полках, находились огромные тараканы, сверчки, жуки, кузнечики, которые пойдут на корм паукам, птицам и мелким животным.

Сентиментальный лев

На очереди – крупные кошачьи. Им как раз выдавали перекус – говяжью печень. Мне удалось побывать совсем рядом с опасными хищниками, в помещении между клетками, так близко тигра ещё видеть не приходилось, ощущения непередаваемые. Кормление происходит следующим образом. Пока животное в клетке, логово закрывается, оттуда забирается миска, оставшаяся после ужина, и ставится с новой порцией. У льва, оказывается, есть игрушка – синяя резиновая лошадка. К еде кошки отнеслись безразлично, лишь лев, вытащив свою лошадку, улёгся с ней на постамент.

– Кстати, у льва в логове под потолком висят обогреватели, – рассказал Андрей, показывая мне их. – А площадка, на которой он лежит, оборудована подогревом. Тигр, наоборот, любит снег – это его стихия. Интересно наблюдать, как тигр играет со снегом, когда он идёт.

Ещё одно помещение зоопарка, которое стоит отметить, это здание с живым кормом.

– Чтобы у хищных зверей и птиц не терялся инстинкт, раз в неделю им дают поохотиться на мелких животных: мышей, крыс, кроликов и даже морских свинок, – рассказал ветеринар о печальной необходимости.

Напоследок мне позволили залезть к лошадям и альпакам в загон и покормить их хлебом. Поначалу животные испугались, но, увидев в руке угощение, сразу стали друзьями и позволили гладить себя. В общем, оказались ещё теми попрошайками.

Справка МК

Поведали мне и о планах на будущее. Зоопарк планируют расширять, построить новый большой экзотариум, создать новые естественные природные зоны.

– Очень хотели завести белого медведя,  среди зоопарков считается очень престижно иметь его, – делится Андрей. – Только для того, чтобы его завести, нужно построить большой бассейн, установить искусственное оледенение и снежную пушку. Содержать его очень затратно, дороже только слон. Поэтому в связи с экономией с белым мишкой решили подождать.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №20 от 11 мая 2017

Заголовок в газете: Мир в миниатюре

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру