Законность покупки ржавого судна и возможные нарушения в его эксплуатации решили проверить

Криминальное чтиво

На минувшей неделе стало известно, что на Сахалине расследуют законность приобретения судна «Поларис» и проверяют факты возможных нарушений при его использовании. Пассажирский теплоход, вышедший из строя после серьезной поломки главного двигателя в минувшем году, сейчас находится в корейском Пусане, ожидая дальнейшей судьбы.

Криминальное чтиво
Фото автора

             Вместе с тем, в поле зрения проверяющих попала деятельность как действующих, так и бывших работников министерства транспорта и дорожного хозяйства области, а также дирекции по развитию Курильских островов – тех, кто принимал решение о покупке корабля и, разумеется, был обязан контролировать его надлежащее использование. Назначенная руководством региона специальная комиссия совместно со специалистами южнокорейского судоремонтного завода в Пусане, пришла к неутешительным выводам: «Поларис», на приобретение и дальнейшие дорогостоящие ремонты которого уже затрачена сумма, эквивалентная годовому бюджету среднего российского города, к эксплуатации был непригоден изначально.

Загадочная история

Пассажирское судно, почти 50 лет назад получившее имя полярной звезды Поларис (Polaris), последние годы трясет в прямом и переносном смысле. Так, сегодня оно в центре очередного скандала. Ветеран морских перевозок вместо того, чтобы отправиться в металлолом и далее на переплавку, был куплен предыдущим руководством островного региона за нешуточные 140 миллионов бюджетных рублей, взятых из резервного фонда. Это сразу всколыхнуло островную общественность, от которой, впрочем, отмахнулись, как от назойливой мухи.

Но еще больше возмутили островитян последующие операции «по омоложению». Итого получалось несколько сот миллионов, за которые, говорят специалисты, можно было купить и новейший лайнер подобного класса. Тем более, несколько лет назад и курс доллара (по отношению к рублю) был более щадящим, почти в два раза ниже сегодняшнего.

Напомним, одни сразу называли «Поларис» старым ржавым корытом, памятуя, что он 1968 года постройки. В СМИ появилось несколько нелицеприятных для тогдашней власти региона материалов с вопросами, типа: кто, когда, зачем и почему санкционировал скандальное приобретение, и нет ли здесь коррупционной составляющей…

Правоохранительные органы промолчали. Тогда, может быть, министерство транспорта области, благословившее покупку судна для, как говорилось, крайне необходимых перевозок людей между Курилами и Сахалином, ввели в заблуждение? Или специально была придумана схема увода бюджетных миллионов? Тогда кем конкретно? На эти и другие вопросы еще нужно дождаться ответа.

Вердикт же уважаемого ведомства, датированный 2013 годом, гласит: «Все службы судна находятся в работоспособном состоянии, а благодаря бережной эксплуатации (это в Арктике-то!) износ корпуса, узлов и механизмов находится в разумных пределах, что позволит в дальнейшем эксплуатировать судно долгие годы при выполнении требований Российского морского регистра судоходства».

Доверять и проверять

Конечно, чиновникам нельзя не доверять. Но когда речь идет о сотнях миллионов бюджетных рублей, полезно и проверить. Тем более, на Сахалине  достаточно надзорных структур функционирует. Тем не менее, все приняли вердикт сахалинского минтранса, приведенный выше, за чистую монету. Или сделали вид.

А в минтрансе, конечно, должны работать еще и специалисты. Ведь речь о приобретении пассажирского судна, которому на момент покупки уже стукнуло 45. Это о женщине можно сказать, что в этом возрасте она – ягодка опять. А вот о корабле-трудяге, десятилетиями рассекавшем суровые моря, увы, только уважительно-прощальное: спасибо, ветеран, уступи дорогу молодым.

Повторим, купили его для перевозки людей между Сахалином и Курилами, где зимой и очень затяжной весной тяжелейшая ледовая обстановка, а летом-осенью, как правило, сильные шторма. Или «Поларис» с «нелегкой руки» администрации экс-губернатора Александра Хорошавина купили... «для галочки»? Но после очередного ремонта старое ржавое судно каким-то непостижимым образом смогло официально подтвердить свой ледовый класс! Или, говоря другими словами, способность корпуса выдерживать натиск тяжелых льдов...

Да, обретенное у компании «Мурманское морское пароходство» корыто множит загадки. Как в наши дни можно не заметить очевидного несоответствия цены и качества? Помнится, бывшие тогда высшие чиновники области картинно обижались на «инсинуации и грязные намеки», рассказывая, что это хоть и не первой свежести теплоход, зато еще очень даже ничего: мол, старый конь борозды не портит. Ввязались в судебные тяжбы с некоторыми СМИ – и проиграли. Однако «Поларис» изредка бегал по морям-океанам, но чах и угасал буквально на глазах.

Затем, после шоковой смены губернатора, череда неприятностей только множилась. Пароход начал не «чихать и капризничать», а серьезно ломаться. Жители Курил остались без жизненно необходимого транспорта и без средств на приобретение другого. Решать проблему пришлось уже новому главе области на федеральном уровне.

Вопросы без ответа

Подведем промежуточные итоги. Больше всего вопросов, как видим, к прежнему руководству регионального минтранса, инициатору приобретения грузопассажирского судна в 2013 году. Помимо первых 140 миллионов рублей, впоследствии на многочисленные ремонты теплохода ушло еще около двухсот. Сегодня можно предположить, что перед покупкой «Полариса» чиновники, быть может, по какой-то причине не в полной мере владели информацией о его реальном техническом состоянии. Поэтому делали сомнительные  выводы о «работоспособном состоянии» и возможности «эксплуатировать теплоход долгие годы»? Как знать.

Но уже через несколько месяцев после дорогой покупки «Поларис» ушел на ремонт в Республику Корея. Спустя год все повторилось – уже в Китайской Народной Республике. Здесь капремонт ждали двигатель и корпус. Там же якобы полностью подтвержден был класс судна. По крайней мере, у чиновников на сей счет снова не возникло сомнений – все необходимые документы подписали. После чего теплоход проработал год. И снова ЧП, уже самое серьезное: из строя вышел главный двигатель!

Фрахтователю судна, которое в областной собственности, а это морская компания «Сахалин – Курилы», власти предложили устранить проблему самостоятельно. Потому что, согласно выводам предварительного заключения, причиной аварийного случая стала... ненадлежащая эксплуатация агрегата. Однако фирма нести расходы отказалась и попросту бросила теплоход в порту Корсакова. Тогда же, осенью 2016 года, неудовлетворительную оценку деятельности минтранса области дали жители Курильских островов. На этом направлении остался всего один теплоход «Игорь Фархутдинов». «Поларис» фактически обездвижен, а область вынуждена оплачивать его очередной дорогостоящий ремонт. Курильчане – в заложниках ситуации. Компания, которой бюджет перечисляет солидные субсидии и которой передали в пользование судно, работает по каким-то собственным правилам, к сожалению, неудобным для людей. Как итог, в середине ноября прошлого года профильного министра Владимира Дегтярева освободили от занимаемой должности. 

Опасные для жизни «фокусы»

Проблема брошенного фрахтователем судна требовала неотложных мер. В итоге решили провести независимую экспертизу причин поломки, составить об этом официальное заключение и отремонтировать «Поларис» в Республике Корея. А впоследствии, через суд, взыскать с компании-эксплуатанта  затраченные на это средства по полной.

В конце прошлого года в порту Пусана уполномоченные на проведение освидетельствования парохода специалисты трех независимых организаций составили акт. Вот главный вывод: поломка двигателя стала следствием ненадлежащей эксплуатации судна фрахтователем. Кроме того, требуется замена ряда узлов и агрегатов. Недавно еще одна комиссия вскрыла и более серьезную проблему, обнаружив множественные дефекты уже в корпусе теплохода. Иными словами, во многих местах он сильно проржавел, стенки истончились. Износ отдельных переборок составляет около 70 процентов, также деформированы балластные танки, палуба в сквозных дырах, вызванных коррозией металла...

По предварительным расчетам, очередной капитальный ремонт «Полариса» потребует еще около 200 миллионов рублей. Но даже это не дает гарантий дальнейшей безопасной эксплуатации судна – по мнению экспертов, оно практически исчерпало свой ресурс.

– Есть явная угроза безопасности пассажиров, – говорит нынешний министр транспорта и дорожного хозяйства Сергей Садовников. – Тем более, что зимой судно эксплуатируется в условиях сложной ледовой обстановки. Говоря объективно, каждый выход в море может стать для него последним и закончиться трагедией. Учитывая сложность и экономическую нецелесообразность ремонта, отсутствие гарантий безопасности, скорее всего, будет принято непростое решение о выводе теплохода из эксплуатации и его последующей утилизации.   

Средства, которые ранее планировалось направить на очередной ремонт «Полариса», уже возвращены в областной бюджет. Само же судно стало  главным вещественным доказательством в деле, как немощное, проржавевшее и полуаварийное транспортное средство чудесным образом  сумевшее, повторим, подтвердить свой класс в 2015 году. При отсутствии за этими «фокусами» с бюджетными деньгами должного контроля.

Параллельно сахалинские власти проводят претензионную работу в отношении недобросовестного фрахтователя – морской компании «Сахалин – Курилы». В сахалинский арбитражный суд направлен иск о возмещении убытков, понесенных бюджетом из-за ненадлежащей эксплуатации судна и упущенной от этого выгоды, а также затрат на транспортировку «Полариса» в корейский порт и его обследование.

Но и это не все. Власти области рассчитывают и на получение страховой выплаты по факту аварийного случая в размере 140 миллионов рублей. Сумма будет взыскана в судебном порядке со страховой компании «Согласие», специалисты которой вдруг отказались признавать данный случай страховым.

На региональном уровне принято и еще одно важное решение. Так, для обеспечения надежного морского сообщения с Курильскими островами привлекут сразу нескольких морских перевозчиков. В летний период, когда пассажиропоток на курильском направлении наиболее велик, планируется организовать дополнительные рейсы судов неледового класса.                               

Кстати

В ближайшие годы для Сахалинской области Хабаровский судостроительный завод построит два морских грузопассажирских теплохода ледового класса. Как ожидается, их проектирование начнется в апреле 2017 года, сейчас для этого готовится техническое задание. В конце 2019-го планируется получить первое судно. В отличие от иностранного ветерана «Полариса», оно будет  значительно дешевле в эксплуатации: ремонт оборудования в случае необходимости можно оперативно проводить на верфях предприятий Дальнего Востока.

Всего же Сахалинская область потратит почти 14 миллиардов рублей на решение проблемы транспортной доступности региона. Это стало возможным потому, что общий объем доходов области увеличивается на 5,24 миллиарда и составит примерно 133,02 миллиарда рублей.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 15 февраля 2017

Заголовок в газете: Криминальный след «Полариса»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру