Отдаленные острова свяжет прямое авиасообщение

Только взлетели, уже приземляемся

Организовать новую для области воздушную линию недавно предложили  жители самого южного из обитаемых островов Курильской гряды – Шикотана. А чуть ранее власти региона задумались о более надежном сообщении с Северо-Курильском. Теперь пути решения вопроса изучают специалисты авиакомпании «Аврора».

Только взлетели, уже приземляемся
ФОТО: SAKHALIN.GOV.RU

Проблема транспортной доступности, например, Шикотана, в очередной раз обострилась из-за увязшего в ремонте ветерана морских перевозок «Полариса». Это один из двух теплоходов,  что курсировал  между Сахалином и Курилами.

«Аврора» поможет

В сложившейся ситуации власти области ищут новые варианты. Возможно, у проблемного морского транспортного «моста» скоро появится крылатая альтернатива.

Напомним, вопрос повышения транспортной доступности для жителей отдаленных населенных пунктов Шикотана и Парамушира – один из самых насущных. Подчас, чтобы добраться домой, люди тратят много нервов, времени и денег. В руководстве области рассчитывают, что приобретение новых самолетов позволит существенно снизить остроту. Причем, помимо регулярных рейсов, будут выполняться и санитарные.

На первом этапе, уверены специалисты, можно осваивать и грунтовые площадки (полосы) с визуальным заходом. Здесь стоит сделать небольшое отступление и напомнить, что еще в начале сентября на Втором Восточном экономическом форуме во Владивостоке, авиакомпанией «Аврора» (49 процентов  акций которой принадлежит правительству Сахалинской области) было заключено соглашение о покупке двух новых воздушных судов канадского производства DHC-6 Twin Otter-400. С прицелом именно на то, что они будут выполнять регулярные авиарейсы по новым маршрутам.

Воздушное сообщение между Сахалином и наиболее отдаленным муниципальным образованием области – Северо-Курильским городским округом – всегда было непростым, хлопотным, а в 2003 году стало еще и трагическим, когда вылетевший с Камчатки на Парамушир вертолет с губернатором Сахалинской области Игорем Фархутдиновым и его командой потерпел катастрофу. Пролеты в небольшой городок Северо-Курильск  выполняют только вертолеты из Петропавловска. Связан райцентр островной области с соседней Камчаткой и морским транспортом (когда позволяет погода). Зато давно отсутствует прямое транспортное сообщение между двумя соседними региональными столицами: Южно-Сахалинском и Петропавловском-Камчатским.

Внимание сахалинских авиаспециалистов на Парамушире привлекло так называемое плато Аэродромное. Как пояснил гендиректор авиакомпании «Аврора» Константин Сухоребрик, здесь до 1945 года у японцев был аэродром (а на соседнем острове Шумшу – сразу три военные авиагавани). И выход из транспортной проблемы, уверен он, найти можно. В составе воздушного флота «Авроры» уже есть упомянутые выше 19-местные самолеты DHC-6-400, которым для взлета-посадки не требуется большая полоса – достаточно 360 метров грунтовки. Не нужна и серьезная наземная инфраструктура, обязательная для приема и отправки больших машин. Более того,  сахалинские пилоты успели наработать незаменимый опыт посадки (и взлетов) этих небольших крылатых машин с грунтовок в Приморском крае. Это значит, способны выполнять и задачи по перевозке пассажиров на Северные Курилы и Шикотан. 

– Рассматриваем различные варианты построения маршрутной сети. Технические возможности самолета, повторю, позволяют организовать прямые рейсы из Южно-Сахалинска, Курильска или Южно-Курильска до острова Шикотан, – говорит Сухоребрик. – Работаем и над тем, чтобы связать регулярным авиасообщением Парамушир с Петропавловском-Камчатским, а последний – с Сахалином.

Сейчас на Курилах есть два аэропорта, это Ясный на Итурупе и Менделеево на Кунашире. Последний ранее реконструировали, ограничившись установкой светосигнальной системы, но практически ничего не сделали для уменьшения так называемого всепогодного посадочного минимума. Зато Ясный не просто отстроили – установили систему ИЛС (ILS) по одному из посадочных курсов. Что заметно облегчило  прием самолетов. Конечно, стоило бы эту систему смонтировать сразу для двух курсов, но пока рады и одному: все-таки прогресс в освоении островов за последние полвека.

Со статистикой не поспоришь: более надежного транспорта, нежели самолет, не существует. Другое дело, как оперативно сделать былью новый план. Если на первом этапе выполнять рейсы на грунтовую полосу с визуальным заходом, одновременно в течение нескольких лет устанавливая желаемое наземное оборудование на взлетно-посадочных полосах, позволяющее летать при практически нулевой видимости, то вообще не останется проблем по части регулярности и безопасности полетов. На Аляске, в Канаде, Швейцарских Альпах, Непале и иных странах встречаются места и сложнее, чем на Курилах. И ничего, успешно летают десятилетиями. Чем наши острова Шикотан и Парамушир хуже?

Самый быстрый  и удобный

Курильчане, между тем, периодически жалуются на нехватку существующих рейсов. Самолеты межрегиональной «Авроры» перевозили островитян в первой половине минувшего года четырежды в неделю на самый большой остров Курильской гряды – Итуруп. Затем, по просьбе жителей, частоту полетов увеличили до пяти-шести в неделю: на лето добавили два рейса, на зиму – один. Чтобы коренным образом улучшить авиасообщение, нужно и лучше оснастить аэродромы. Например, помимо сказанного выше, вдвое нарастить спецтехнику в том же Ясном, дабы оперативнее убирать снег, которого выпадает зимой очень много. И область здесь тоже не в роли стороннего наблюдателя: выделяет средства.

В этом году на Курилы стал летать и новый тип самолета: Bombardier DHC-8-400, очень быстрый и удобный, отмечают островитяне. А еще пассажиры называют его малошумным, вместительным и комфортным. После первого приземления на Кунашире ему аплодировали. Многие смотрели на часы, фиксируя рекорд – из областного центра до Южно-Курильска всего за час! Такое теперь – реальность.

Добавим и характеристику: самый скоростной в своем классе. Два больших винта с удивительной тягой, летит «четырехсотый» со скоростью реактивного. Просторный салон, системы шумоподавления и кондиционирования. Авионика – из лучших в мире. Пассажиры не скупятся на комплименты. 

– Ощущение, что лечу в Москву, а не на Курилы! Только взлетели, уже приземляемся, –  радуется Валентина Власенко из Южно-Курильска.

На борту три стюардессы 

– Багажные отсеки вместительные, в одном – тонна двести, в другом – еще 365 килограммов да впереди вмещается килограммов четыреста. Грузы, почта, газеты – все то, чего так не хватает пока на Курилах, теперь оперативно можно доставлять, – рассказывает бортпроводник Ирина Копшай. – И кухня большая, кофе можно варить.

– Летать на подобных лайнерах – одно удовольствие, – подхватывает гендиректор  «Авроры» Константин  Сухоребрик, сам по первому образованию – профессиональный пилот. – Характеристики уникальные: максимальная скорость до 670 километров в час. В то же время самолет может садиться и на грунтовые полосы, эксплуатироваться в сложных погодных условиях. Очень нужная для нашей области крылатая машина.  Вмещает 70–78 пассажиров, в зависимости от комплектации, то есть на 20–28 человек больше, чем другие региональные самолеты этого класса. В планах авиакомпании –  увеличить парк  этих машин до пяти бортов.

По мнению руководства «Авроры», задача по обеспечению транспортной доступности всех обитаемых Курил вполне решаема. При поддержке правительства области компания надеется радовать жителей отдаленных точек надежным и регулярным авиасообщением.

МЕЖДУ ТЕМ

Название ILS расшифровывается, как Instrument Landing System, в переводе – способ  инструментального захода самолётов на посадку. Базовое название – курсо-глиссадная система (КГС), хотя в русском языке часто называют по первым латинским буквам английских слов – ИЛС.

Система ILS используется в аэропортах для самолетов с радиомаячковой начинкой.  То есть наземные маяки рисуют навигационному оборудованию лайнера коридор, в который он и встраивается. А выглядит, как радиус пространства. По мере приближения самолета к посадочной полосе круги сужаются, тем самым, выравнивая борт максимально точно. Но для работы ILS аэропорт должен иметь курсовые и глиссадные маяки. Плюс маркерный радиомаяк. Без них даже самое навороченное воздушное судно  использовать ILS не сможет: его работа заключается в неразрывной связи самолета и земли.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №49 от 30 ноября 2016

Заголовок в газете: Прямым – летом

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру