Дефицитных специалистов будут растить со школьной скамьи

На вузы возложат обязанности проверки качества договоров

Практику решения кадрового вопроса через целевой набор, помимо здравоохранения, образования и транспорта, в регионе распространят и на другие сферы. Об этом заявили в руководстве островной области после селекторного совещания, проведенного главой правительства страны Дмитрием Медведевым.

На вузы возложат обязанности проверки качества договоров
Фото: achcity-com

Оно было посвящено обучению специалистов, в которых нуждается экономика страны.

Работа всякого нужна одинаково

Еще век назад Владимир Маяковский написал знаменитое стихотворение «Кем быть». Помните? «У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?» И далее он перечислил с десяток  замечательных профессий – строителя, пожарного, водителя, доктора. И даже «Я бы в летчики пошел, пусть меня научат». Короче, «Книгу переворошив, намотай себе на ус – все работы хороши, выбирай  на вкус!»

Но как это сделать в нынешних капиталистических реалиях, когда за  профессиональное обучение часто приходится платить приличные деньги, которые не всегда есть? Например, моя знакомая красавица Анюта из Хомутово мечтала быть врачом, а денег в семье не смогли наскрести даже на медучилище. В итоге Аня банально сидит теперь  за кассовым аппаратом в большом магазине, хотя призвание имела совсем иное...

Вот и темой всероссийского селекторного разговора стало повышение эффективности целевого приема и обучения в масштабах страны. Свои мнения на этот счет высказали федеральные чиновники, губернаторы и руководители крупных российских вузов. Премьер-министр, со своей стороны, напомнил о существовавшей в советское время и хорошо показавшей себя системе распределения. Она позволяла обеспечить кадрами предприятия и учреждения, а дипломированные специалисты, окончив вуз, получали гарантии трудоустройства. По его мнению, сейчас есть необходимость вернуться к такой практике в некоторых отраслях экономики в ряде областей.

– Это касается тех уголков нашей страны, где не хватает учителей, врачей, социальных работников. Систему нужно настроить таким образом, чтобы университеты готовили действительно востребованных профессионалов, а регионы и работодатели, соответственно, могли найти нормальных специалистов. А студенты после учебы гарантированно получали работу по специальности, – говорил Дмитрий Медведев.

Стоит вспомнить, что новая модель целевого приема и целевого обучения по программам высшего образования действует в стране с 2013 года. Она предполагает заключение трехстороннего договора между заказчиком (работодатель, региональные или местные власти), вузом и студентом. Обучающийся получает социальную финансовую поддержку в течение всего периода учебы, по окончании которой он вроде как обязан определенное время отработать в той или иной организации, спонсировавшей его занятия.

«Тяп-ляп» отменяется

Однако в реальности картина не столь радужно предсказуема. Потому что в половине подобных договоров не прописаны  меры социальной поддержки. Не указаны и сроки, в течение которых молодой специалист, в студенческие годы получавший финансовую подпитку, теперь должен отработать положенное на предприятии спонсора. Заключаются договоры по принципу  «тяп-ляп», как правило, даже без учета позиции работодателя. Так что  подвергнуть штрафным санкциям выпускника, начхавшего на свои  обязательства, весьма проблематично.

Немало вопросов и к самому  уровню знаний специалистов, потому что не прописаны и требования к их успеваемости. А если это завтрашний хирург или капитан авиалайнера?..

Словом, с порочной вольницей, воцарившейся в российском высшем специальном образовании, пора кончать. Ибо ничего хорошего она не несет. И уже в ходе совещания выработали ряд мер, призванных повысить эффективность системы профильного образования. Например, в федеральное законодательство будет внесена норма, обязывающая студентов, поступившим по договорам о целевом обучении, затем отрабатывать как минимум три года в организации, оплатившей занятия.

На вузы возложат обязанности проверки качества договоров. А на заказчиков, гарантирующих социальную поддержку, ляжет организация практики студентов и их последующего трудоустройства. В случае, если молодой специалист вдруг откажется отрабатывать несколько лет, то ему придется выплатить неустойку в размере средств, затраченных на его целевое обучение.

Здесь все логично: раз человек подписывает такой договор, то ему придется и строго исполнять его. А иначе, в чем смысл штамповки специалистов, которые не востребованы народным хозяйством? Со своей стороны, правительство Сахалинской области обещает в ближайшее время еще раз проанализировать эффективность системы целевого приема и обучения на региональном уровне. Особенно по тем сферам, которые нам предстоит «закрывать» кадрами в течение предстоящих лет. Так, за последние три года заключено почти 600 договоров о целевой подготовке в вузах студентов для здравоохранения, образования и транспортной отрасли островного региона. Эти меры уже позволили снизить кадровый дефицит в учреждениях медицины, правда, пока всего на шесть процентов. Тем не менее, доброе  начало положено. Подобную практику будут распространять и на другие сферы экономики, которые сегодня остро нуждаются в специалистах.

Триединый союз

На Сахалине и Курилах продолжат совершенствовать механизмы взаимодействия между вузами, студентами и работодателями. В итоге получится триединый добровольный союз, где не должно быть проигравших. При этом особое внимание решено уделить контролю за отбором кандидатур для целевого приема и обучения, подчеркнули в региональном правительстве.

В сфере образования посильную подготовку кадров ведет и Сахалинский госуниверситет, с которым за последние три года заключено 66 договоров на целевое обучение. Подобное взаимовыгодное сотрудничество налажено и с Сахалинским институтом железнодорожного транспорта – филиалом Дальневосточного государственного университета путей сообщения.

Похоже, в руководстве области есть понимание, что во многом от качества образования зависит, насколько всесторонне развитыми, подкованными в различных сферах жизни станут молодые сахалинцы и курильчане. Ведь от них во многом зависит дальнейшее развитие социальной сферы, повышение благополучия земляков.

И вот пример: сразу две учащиеся средней школы № 22 Южно-Сахалинска  впервые получили 100-балльный результат на ЕГЭ по русскому языку – здесь налицо успех и педагога Галины Костенко. А перед школьницами замаячили заманчивые перспективы.

Все начинается с детства

Особое внимание и строительству новых учебных заведений в области. Уже выделены средства на проектирование Сахалинского инновационного образовательного центра в островной столице, а также школы-детского сада в селе Тунгор Охинского района. В этом году начнется возведение современной школы на 800 мест в Долинске, продолжается реконструкция школы № 1  в Аниве.

Еще одно важное направление – укрепление здоровья, физического развития детей. И здесь мы тоже не на задворках. В прошедшем учебном году для всех сельских школ области куплено оборудование для спортплощадок –  уличные тренажеры, комплексы ГТО. Доступ к школьным стадионам и  комплексам во внеурочное время получили и местные жители. А с началом нового учебного года в области функционируют уже 87 школьных спортивных клубов.

На островах продолжают развивать и инклюзивное образование: для учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями, приобретают новое оборудование. В том числе для логопедических и  кабинетов психологической разгрузки. Кадры и здесь решают все. К примеру, воспитанники Алексея Власова, учителя физкультуры южно-сахалинской коррекционной школы «Надежда», – неоднократные призёры всероссийских соревнований.

– Уже традиционно на особом контроле – обеспеченность школ учебниками. Только в этом году выделено 150 миллионов рублей. Благодаря централизации закупок удалось в два раза увеличить количество новых пособий. Впервые для начальной школы приобрели сто тысяч тетрадей, –  говорит сахалинский министр образования Наталья Мурашова. –  Для укрепления материально-технической базы область приобрела 29 комплектов оборудования для кабинетов русского языка и литературы, 42 комплекта – для кабинетов физики, химии и биологии.

Это тоже хороший задел для будущих профессиональных стартов. Среди новинок – четыре школьных автобуса, а всего их 87, что на балансе общеобразовательных учреждений области.

– Любовь к профессии, новаторский, творческий подход и традиционное учительское подвижничество – вот механизмы, которые позволят подрастающему поколению  в дальнейшем сделать правильный выбор и найти свое достойное место в жизни, –  добавила заместитель председателя правительства области Наталья Старцева. С ней трудно не согласиться.

ИЗ ДОСЬЕ МК

Студенты из Сахалинской области обучаются по социальному целевому приёму (поступление на особых льготных условиях конкурса в пределах квоты) в ряде вузов страны. Для будущих медиков с островов ежегодно выдается по 50 таких направлений.

В сфере образования подготовку кадров ведет Сахалинский госуниверситет. За последние три года с ним заключено 66 договоров на целевое обучение. Соответствующее взаимодействие налажено с Сахалинским институтом железнодорожного транспорта.

 

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 26 октября 2016

Заголовок в газете: Целевой подбор

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру