На Сахалине и Курилах готовятся к массовому подходу кеты

Не все коту масленица

На минувшей неделе в правительстве области прошло заседание комиссии по регулированию добычи анадромных видов рыб. Его провел зампред Игорь Быстров. Речь шла о кетовой путине. Прогнозы учёных – вновь оптимистичны.

 

 

Не все коту масленица
Фото: skr.su

Особенно массовые подходы кеты ожидаются на Курилах.

Равняемся на Итуруп?

На острове Итуруп отмечаются самые большие возвраты кеты искусственного воспроизводства. Рыба уже начала заходить в реки. Правда, как рассказал второго октября тамошний ветеран Владимир Белин, в местной торговой сети присутствие кеты пока не замечено. Возможно, нужно еще подождать. Поэтому и в солдатском меню в/ч 71436, что в селе Горячие Ключи, из рыбы пока только навага и камбала.

– Горбуши в этом году практически не видели, может, повезет с кетой? – обращаясь к журналисту «МК на Сахалине», резонно заметил солдат.

Участники заседания обсудили вопросы сохранения кладок отнерестившейся горбуши, заполнения нерестилищ кеты, а также организации вылова возврата рыбоводной кеты. В целях обеспечения данных задач, по рекомендациям ученых СахНИРО, членами комиссии принято решение приступить к изъятию рыбы в базовых реках рыбоводных заводов на Итурупе. Среди них – река Курилка, ручей Курильский, ручей Кетовый, река Рейдовая, озеро Рейдовое, река Подошевка.

– Проведенное обследование показало, что заполнение этих рек происходит очень быстро. По мнению членов комиссии, принятые решения помогут обеспечить как потребности естественного и заводского воспроизводства, так и рациональное использование промыслового возврата кеты, – сказал Игорь Быстров.

В 2016 году в естественных диких нерестилищах не было установлено ни одного рыбоучетного заграждения, право изъятия в базовых реках рыбоводных заводов получили лишь рыбоводы. Кетовая путина в этом сезоне продлится до середины ноября. В островном регионе планируют добыть около 50 тысяч тонн кеты. Игорь Быстров призвал руководителей рыбодобывающих компаний не забывать про еженедельные рыбные ярмарки в целях обеспечения населения доступной рыбой.

 Налетай – подешевело!

На Сахалине последний год заметно расширилась торговля рыбой, добытой в шестимильной зоне. Кроме охлажденной кеты и горбуши, выловленной считанные часы назад у берегов острова, на очередной, еще сентябрьской ярмарке выходного дня в областном центре, была представлена и разнорыбица – камбала, треска, морской окунь, терпуг. Помимо свежих даров моря, наличествовали консервы, копчености и прочие вкусности.

И не мудрено: свои товары на ярмарке представили 16 предприятий. Цены, как говорят сами покупатели, щадящие. За самую популярную рыбу – лосося –  продавцы просили от 86 рублей за кило. Разнорыбица дешевле. Камбалу и красноперку, например, можно было приобрести всего за 30 рублей.

– Мы привезли на ярмарку свой ночной улов, – рассказывал  заместитель генерального директора компании «Салмо» Кирилл Проскуряков. – Это кета и горбуша, которую мальками выпустили на рыбоводных заводах в Охотском и Лесном. Попалась нам также камбала и красноперка. Сейчас – наш дебют на ярмарке. Приятно удивлены большим спросом. Поэтому, пока сезон и  есть свежая рыба, будем постоянно поставлять ее на прилавки.

– Помню, не так давно на ярмарку завезли около тонны свежей рыбы, ее раскупили за 25 минут. Сегодня, полагаю, уйдет около шести тонн. Это говорит о том, что большой спрос на свежую, вкусную и полезную рыбу. Мы обязаны его удовлетворить, – считает зампред регионального правительства, куратор отрасли Игорь Быстров. – Здесь огромную роль призван сыграть промысел маломерными судами, организованный в прибрежной шестимильной зоне. Им по силам тут же доставить улов на берег жителям области, тогда как  морозильный траулер на выходе дает только мороженую продукцию.

– Напомню, с этой целью и запустили проект «Доступная рыба», – добавил он. – Добились у центра упрощения доступа для сахалинцев к ресурсам прибрежной шестимильной зоны. Островные рыбаки, у кого есть лодки, охотно выходят на промысел по новым правилам. Теперь должны отладить систему быстрой доставки их уловов до потребителя. Ярмарки выходного дня – один из важных инструментов этой работы. И  новая  система промысла способствует разнообразию меню островитян.

Определены сроки и объемы добычи рыбы и морепродуктов, оттачиваются механизмы контроля, создана система поддержки тех, кто решил приобрести промысловые суда, оборудовав их средствами техконтроля. Эту работу сейчас ведет профильное областное ведомство.

Конечно,  есть и вопросы, проблемы, которые предстоит решить. Впрочем, послушаем самих рыбаков.

Опять «благодарить» науку?

По мнению известной холмской рыбачки Галины Бондаренко, одному из руководителей фирмы «Посейдон», им уже удалось взять тонн 20. Но вдруг уточняет:

– Не все коту масленица. У нас участок в двух километрах от нерестовой речки, – продолжает Галина Алексеевна, – а в последнее время идет искусственно воспроизведенная кета, уже вся, еще до реки, в цветном «наряде». Причем стремится сразу в створ родного русла. Так что нам последнее время почти ничего не перепадает. Раздолье должно быть на Восточном побережье Сахалина, у Стародубского. Там, рассказывают рыбаки, настоящая дикая еще кета – серебрянка. Лично у меня нет большой уверенности в завтрашнем дне. Я об этом днями рассказала президенту «Дальрыбы» Москальцову. И пояснила: еще много в нашей отрасли непрофессионалов, губящих дело, – от Москвы до самых до окраин...

Приводить конкретные примеры она, однако, отказалась.

Еще более категорично настроен Анатолий Кобелев, глава ассоциации рыбопромышленников Анивского района.

– Помимо государственных рыбоводных заводов, немало частных, где и контроль соответствующий. Могут написать, что заложили и выпустили 30 миллионов мальков, а кто считал? Они-то получили за это причитающийся бонус, а рыбы нет. Потому что не вернулись эти пресловутые 30 миллионов, да и были ли они – еще вопрос. Опять же, какого качества икра закладывается? Почему искусственно воспроизведенная кета уже в море резко меняет цвет? Такого раньше не было. Анивский район который год не у дел. Нет рыбы. Или вот река Найба вычерпывается нещадно. А некоторые действуют по принципу: сорвать бабки и в Испанию. А что и как здесь после них останется – не волнует. Нет отдачи и в казну – иной лихач, условно говоря, сорвал все сто процентов, а заплатил с них всего два. Хотя бы тридцать, все честнее было бы, – недоумевает Анатолий Михайлович.

В  целом с ним солидарен и Анатолий Осадчий, руководитель ассоциации рыбопромышленников Корсаковского района:

– Рыбалка слабая, потому что нет  рыбы, – вторит  он. – Даже 23 процентов не взяли. Похоже, на очередную ошибку или обман науки.

Олег Сидорук из Невельска высказывает свою точку зрения:

– Кета – не та рыба, из-за которой любители пойдут в шестимильную зону. Для этого есть треска, глубоководный окунь и экзотические сорта, о которых многие, возможно, еще не слышали.

– А я могу выйти в море на 20–30 метров от берега и попробовать удачу – на удочку с блесной, – вступает в разговор Андрей Пидварко, первым начавший осваивать глубоководную рыбалку в море. – Но стоит ли овчинка выделки? Нет никакой гарантии, что рыба клюнет.

Учиться на ошибках

Прежде ловить кету могли только предприятия, имевшие речные промысловые участки да   рыбоводные заводы, нуждающиеся в икре для закладки ее на инкубацию. С минувшего  года эта группа расширилась – разрешения на лов получили и те, на промысловые участки которых  заходит лосось. Прошлогодняя путина считается провальной, хотя результаты и неплохие.

Конечно, ошибочный прогноз ученых по подходам горбуши осложнил положение дел в отрасли. Пострадали в основном компании юга Сахалина, где сосредоточены основные перерабатывающие мощности, но куда не пришла рыба.

Некоторые рыбоводные заводы региона, прежде занимавшиеся разведением горбуши, переориентировались на работу с кетой. Это связано с тем, что именно кета обеспечивает более высокий возврат к месту рождения. В том же минувшем году за счет собственных средств инвесторов построены три рыбоводных завода. В результате суммарная мощность предприятий, занимающихся искусственным воспроизводством лососей, составила в регионе 956,5 миллиона штук молоди.

Существенно подросло и количество участников кетовой путины. К примеру, в Поронайском районе их стало в шесть, в Ногликском – в пять, в Невельском и Холмском – в четыре раза больше.

МЕЖДУ ТЕМ

Кета – один из самых распространенных видов тихоокеанского лосося. В морских водах  имеет серебристую окраску. А при заходе в речку, перед нерестом, окраска темнеет, может быть разноцветной, увеличиваются зубы рыбы. Может достигать в длину 100 и более сантиметров, а масса иногда равна 15 килограммам. Её икра самая крупная, оранжево-красного цвета. Кета содержит витамины (по мере убывания) РР, Е, С, В1, В2, А. Большой набор  микро- и макроэлементов, много калия, кальция и фосфора, около 30 процентов легкоусвояемого белка, содержащего многие незаменимые аминокислоты, и от 14 до 18 процентов полиненасыщенных жиров, которые также борются с холестерином, а заодно и препятствуют развитию атеросклероза. Много лецитина, который обезвреживает холестерин. Периодическое потребление в пищу икры кеты снижает уровень холестерина и улучшает кровоснабжение сосудов; поднимает уровень гемоглобина в крови; улучшает деятельность мозга и зрение; стимулирует обмен веществ; замедляет воспалительные процессы; предотвращает развитие атеросклероза и тромбозов; профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.

 

 

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 5 октября 2016

Заголовок в газете: В ожидании лосося

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру