В регионе впервые проходит международная археологическая школа

Обмен опытом, передача его от поколения к поколению

На две недели Сахалин стал центром российской археологии. Сюда практически со всех уголков России съехались известные и начинающие ученые и студенты, чтобы поделиться опытом, пообщаться в неформальной обстановке и обсудить насущные проблемы.

Обмен опытом, передача его от поколения к поколению
Фото: ТИА Острова Павел Пашинцев на месте одного из древних жилищ рассказывает, из чего их строили

В минувшую пятницу для студентов Сахалинского госуниверситета организовали экскурсионный тур по памятникам археологии в окрестностях озера Седых.

Над ручьями и под бревнами

– Не пущу! Вот ее точно не пущу в такой обуви, – качает головой один из организаторов школы археологии, а на сегодня – гид для более чем двух десятков студентов из России, Японии, Китая и Кореи, обучающихся в СахГУ. – Предупреждал же, по лесу пойдем, маршрут не из легких, час по чаще идти, не меньше, как она в такой обуви?

Но девушки на то и девушки, чтобы стараться выглядеть на все сто при любых обстоятельствах. Откровенно говоря, половина студентов, скорее всего, в лесу-то никогда не была, возможно, представляла себе предстоящее путешествие легкой прогулкой по городскому парку. К счастью, для девушки нашлась свободная пара резиновых сапог, вскоре она смогла присоединиться к сокурсникам.

А маршрут действительно оказался не из легких. Тропинка, постепенно уходящая высоко в сопку, здесь если и была, то видеть ее могли только опытные сопровождающие, не первый раз преодолевающие маршрут. Поваленные ветром деревья, проваливающийся под ногами мох, холодные ручьи… То и дело раздавались испуганные девичьи вскрики и задорный студенческий смех. Зато именно здесь они в полной мере смогли увидеть прекрасную природу Сахалина: грузди, торчащие из-под мха, маслята, скрывающиеся под листьями, ковер из костяники, редкие тисы, а после и багряно-золотую окантовку берега озера Седых.

Имело это мероприятие и познавательную сторону. За время прогулки-экскурсии сопровождавший научный сотрудник СахГУ Павел Пашинцев рассказал немало интересного. Показал, как выглядит тис, вывел на старую дорогу, ныне заросшую лесом, которую строили еще японцы. Рассказал, как найти место древнего жилища. Оказалось, что мы идем, можно сказать, по памятнику археологии и буквально под нашими ногами находятся жилища древних людей, некоторые из которых строились еще в IV тысячелетии до нашей эры!

На одном из таких мест Павел Анатольевич подробно рассказал, из чего, ориентировочно, строились жилища, как выглядели, кто в них жил. Вторая – познавательная – часть экскурсии с лихвой окупила первую, ставшую для некоторых студентов трудноватой. Однако недовольных не заметил.

Новый опыт

Эта экскурсия проходила в рамках международной археологической школы, организованной Сахалинским госуниверситетом при поддержке правительства области. Корреспондент «МК на Сахалине» задал несколько вопросов одному из организаторов мероприятия, доктору исторических наук, профессору, директору НИИ опережающего развития СахГУ Александру Василевскому.

– Как часто проводятся такие мероприятия?

– Подобное этому – впервые. На Сахалине собрались ученые и студенты из Санкт-Петербурга, Москвы, Красноярска, Владивостока, Южно-Сахалинска. Уже можно сказать, что мероприятие удалось, судя по откликам в социальных сетях. Некоторые ученые, даже из-за границы, жалеют, что не смогли к нам приехать. Мы показали формат, которого раньше не было. Школы, подобные нашей, были, но все практические и связанные в первую очередь с раскопками, а раскопки – это тяжкий труд, не всегда остаются силы на общение. Мы отошли от раскопок и сделали упор на теоретическом обучении, здесь поднимаются вопросы, которые должны рассматриваться на университетских курсах. Плюс ко всему – обмен опытом, передача его от поколения к поколению, неформальное общение, чего так сегодня не хватает многим. И люди тянутся к такому общению! Ведь в неформальной обстановке передается столько информации, сколько не даст ни одна лекция. Я чрезвычайно благодарен правительству Сахалинской области, что были выделены средства, появилась возможность спокойно и обдуманно провести мероприятие. Причем не просто провести, а на европейском уровне!

– Какие задачи вы ставили перед собой, организовывая школу?

– Мы ставили цель – обкатать формат после раскопок, формат обмена опытом. Многие ученые или студенты не могут выехать из родных мест, пообщаться с коллегами, а это так важно! Кроме того, тут появляется возможность встретиться с такими людьми, как Сергей Васильев, заведующий отделом антропологии ИЭА РАН, Москва или Евгений Гиря, старший научный сотрудник Экспериментально-трасологической лаборатории  ИИМК РАН, кандидат исторических наук. Для многих ребят такая встреча в принципе невозможна. Археологи мечтают о таких встречах, что говорить о студентах. Тем более эти люди показывают здесь эксперименты. Например, Евгений Гиря привез с собой различные инструменты и показывал с их помощью, как древние люди кололи камни, какие следы остаются от работы. Для чего это делается? Чтобы восстановить поведение людей того времени, их образ действия, чтобы понять суть человека. Был ли наш предок биологическим существом, социальным или биосоциальным. Ведь мы сейчас идем в какое-то новое общество, а каким оно будет – пока неизвестно. Чтобы понять, кем мы станем, нужно определиться с вопросом: а кем мы были? И весь мир занимается этой фундаментальной проблемой – чем современные люди отличаются от тех, что жили тогда. Тот же Гиря сказал хорошие слова: «Современное человечество без каменных орудий живет, по сравнению с человеком каменного века, всего две секунды». Поэтому изучаем историю человечества.

– Станет ли школа традиционной?

– Сейчас все только формируется, мы нащупываем ту форму работы, которая будет оптимальной. Еще нет даже традиций. Считаю, что продолжение будет, может быть, не каждый год. Возможно, не здесь, в другом месте, во Владивостоке, к примеру, но непременно будет. Археологи – народ настырный, если коллеги с материка не сделают, мы сами сделаем.

СПРАВКА МК

По мнению геологов, изучавших природные процессы древности вместе с археологами, в период более пяти тысяч лет назад уровень Мирового океана превышал современный на 3–5 метров. Тунайча представляла собой глубокий морской залив, соединенный с Охотским морем тремя широкими проливами. Люди жили на островках. На месте села Охотское была песчаная отмель, перемываемая волнами моря. Примерно в IV тысячелетии до нашей эры уровень моря понизился на
3–4 метра, произошло формирование современного ландшафта. Тунайча стало озером, на ее берегах выросли березовые леса, в низинах образовались заболоченные озера. В период между 4300 и 2300 годами, то есть в III – начале I тысячелетии до нашей эры, климат вновь становится теплее. Уровень моря повышается до современных отметок, также происходит развитие лесной растительности. В этой благоприятной обстановке по берегам Тунайчи широко расселились переселенцы с севера – носители  Вознесеновской культурной традиции. Их жилища погребены в песчаных береговых косах озера Тунайча на самой окраине Охотского. Благодаря археологическим раскопкам удалось узнать, что основное ядро поселения Седых-1 располагалось у протоки, соединявшей пресное озеро Седых с лагуной Тунайчи.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 28 сентября 2016

Заголовок в газете: Пешком к памяти

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру