Прикосновение неба

Прикосновение неба
Фото: Ксения Симчугова

Воплощение мечты

Еще будучи мальчишкой Роман Черкасов мечтал летать, но не пассажиром обычного самолёта, а парить в открытом небе – будто за спиной есть крылья. Чувствовать свою свободу и независимость, соприкоснувшись с облаками.

– В детстве увлёкся сборкой авиамоделей, позже окончил технологический институт, стал дипломированным инженером-радиоэлектронщиком, – вспоминает наш собеседник. – Меня всегда интересовали летательные аппараты, и никогда не оставляло желание парить в небе. 16 лет назад приобрел очень мощный компьютер, на котором установил флай-стимулятор с четырьмя экранами. Расставил их со всех сторон, начал виртуально «летать» на «Боингах» и других самолетах. Ощущение было, словно все по-настоящему! Кстати, комплекс до сих пор стоит, теперь на нём играют мои дети.

Тогда, сидя за компьютером, Роману пришла мысль: почему бы не купить настоящий летательный аппарат? Сначала остановился на параплане, которых на Сахалине уже было достаточно много. За покупкой отправился в Комсомольск-на-Амуре, там увидел дельталет, в который, по собственному признанию, сразу влюбился. Здесь же, в клубе любителей сверхлегкой авиации, Роман научился управлять летательным средством, а спустя месяц получил удостоверение пилота-инструктора.

На Сахалине дельталеты тогда были в диковинку. По прошествии многих лет Роман помнит свой первый выход в небо над островом, будто это произошло только вчера.

– Эмоции зашкаливают до сих пор! – восклицает летчик. – Чувства страха не было, только легкое сжатие где-то в груди – то ли приятное, то ли предостерегающее, до сих пор непонятно, но его знает каждый пилот. Это ощущение и потом никуда не уходит. Конечно, волновался, первый раз отрываясь от земли, но всего секунд десять. Когда уже находишься в воздухе, словно растворяешься в пространстве, чувствуешь себя неотъемлемой частью неба. Помню, посмотрел, какой Сахалин маленький, долетел до моря всего за несколько секунд.

Однако простенький вариант, как называет его пилот, прослужил не так долго. Почувствовав себя профессионалом, Роман парил в воздухе во всю мощь, совершая различные трюки. Самоуверенность привела к аварии. К счастью, пострадала только техника.

Для пилота этот случай стал толчком к свершениям. Он не просто отремонтировал аппарат, а усовершенствовал его, создав, по сути, новую модель. С этого момента Роман Черкасов стал своими руками собирать новые летательные машины.

– Их пока три, причём один – водный, или гидродельталет. Взлетает только с водной глади, – поясняет сахалинец. – Проектирую модели сам. Для дельталета нужно специальное сидение, как правило, на двух человек. Оно изготовлено так, что из него невозможно выпасть, даже ремни безопасности здесь необходимы, скорее, для психологического спокойствия. Заказываю металлические трубы, колеса нужных размеров, отдаю чертежи токарям, устанавливаю двигатель. Подходит автомобильный. Потом все это собирается воедино, согласно инструкциям. Какие-то чертежи подсматриваю в интернете. Первый мой аппарат мог держать вес до ста килограммов, после модернизации поднимает двести.

Воздушная «горка»

Сегодня Роман не мыслит себя без неба и полетов. Все свободное время уделяет любимому увлечению, с удовольствием показывая с высоты местные красоты всем желающим. Вместе с единомышленниками он создал любительский клуб и обучает летному делу на аэродроме «Орел» в селе Старорусское. Сейчас в составе клуба шесть человек с разным стажем. У Романа самый большой – 14 лет. Кстати,  дельталетов на Сахалине по-прежнему немного – не наберется и десятка.

Сегодня в клубе проводят полеты для всех желающих. Максимально аппарат поднимается на высоту до пяти тысяч метров, на нём можно продемонстрировать и легкие виражи. К примеру, полетать «горкой»: практически вертикальный подъем вверх, остановка в небе и спуск носом вниз или по спирали. Все элементы достаточно просты – практически как на дельтаплане, только скорость гораздо выше.

Излюбленный пассажирами вид полета – проход над землей. Аппарат разгоняется до 160 километров в час и на расстоянии трех метров летит над землей. В среднем такая экскурсия длится 15 минут. Распространенные маршруты – Старорусское, окрестности Березняков, гора Быковская. Есть и редкие маршруты, разрешение на полет по ним получить не просто, но иногда все же удается. Например, красивейшие виды открываются при полете над пиком Чехова.

Перед этим пилоты обязаны подать заявку в Дальневосточное межрегиональное управление воздушного транспорта. Отказов, говорит Роман, еще не было. Не дает летать только ненастная погода, но даже в ясный день порой невозможно парить в небе. «Земля кипит» – так пилоты называют турбулентность. Ее потоки искажают воздушное пространство, и полет превращается  в муку. Воздушные ямы затрудняют движение, что может привести к катастрофе. В такие дни все полеты закрыты.

Дело жизни

За 14 лет полетов экстремальных ситуаций было немного. Опасности возникали в основном  из-за переменчивой сахалинской погоды.

– Однажды с друзьями вчетвером улетали из села Таранай в Анивском районе, где накануне прошел сильный дождь, поле залило, – рассказывает Роман. – Только когда взлетели, поняли, что дальше нельзя – погода ухудшилась. Маршрут пролегал до Южно-Сахалинска, сесть было уже негде. Пришлось все-таки лететь. Кидало из стороны в сторону, переворачивало в воздухе. Летели в течение часа, охватывал сильный страх, особенно когда теряли из вида друг друга  – нас разносил сильный ветер. Чувствовали себя, как подбитые чайки. Честно говоря, стал уже думать о самом плохом. Вы не представляете, сколько было радости, когда сели, наконец.

Однако в основном полеты проходят спокойно, пилоты заранее узнают обстановку в небе, держат связь с аэропортом. Обследуют территорию предположительной посадки – в их деятельности, пусть и любительской, все проверяется до малейших деталей.

Вот так детская мечта превратилась в дело всей жизни. Непреодолимое желание стерло на пути к своему исполнению все преграды. Теперь Роман Черкасов проектирует свои модели, ищет новые формы летательных аппаратов и ждет в своем клубе всех неравнодушных. Людей, которые мечтают так же близко прикоснуться к небу.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 25 мая 2016

Заголовок в газете: Сахалинец летает на аппаратах собственной сборки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру