Метастазы островной медицины

Метастазы островной медицины
Фото: primamedia.ru

Порочная схема

По предварительной информации, правоохранительные органы тем самым вскрыли постоянную коррупционную схему: руководители медицинских учреждений вроде как ежемесячно передавали в минздрав (в частности, Кривченко) от 50 тысяч до 100 тысяч рублей. Если это действительно так, то набегает приличная сумма – достаточно вспомнить, что в каждом из 17 районов есть своя ЦРБ (в Холмске еще и бассейновая лечебница). Плюс Южно-Сахалинск с несколькими областными и профильными больницами и поликлиниками...

Возможно, что до своего увольнения по собственному желанию осенью предыдущего года, деньги мог получать и тогдашний глава сахалинского минздрава Александр Зубков, вернувшийся  после отставки в Москву. Но утвердительно говорить об этом пока рано. Следствие покажет.

Елену Кривченко, подозреваемую в превышении должностных полномочий (речь пока идет о поборах), сразу поместили в изолятор временного содержания УМВД Южно-Сахалинска – до решения вопроса об аресте. Олег Саяпин остался на свободе. Фигурантам вменяют статьи 285, 286 и 159 УК РФ.

Во всей этой истории досконально  разберется следствие, а  мы вынуждены поставить свой предварительный диагноз: островной минздрав давно и серьезно болен. Развилась болезнь при арестованном бывшем главе региона Александре Хорошавине. Об этом говорят факты, начиная с пойманного на воровстве первого министра здравоохранения области Васильченкова – до него это ведомство называлось куда скромнее: департамент здравоохранения (вернемся к данной истории чуть ниже).

Многочисленные  нарекания людей, равно как и процент смертности больных, о многом говорят. Новый глава региона, едва ступив на остров весной прошлого года, тоже был озадачен.

– Люди вынуждены ехать за медицинской помощью в центр, крупные населенные пункты. Отсюда – справедливые жалобы на постоянные очереди в поликлиниках и больницах. Пожилым людям особенно тяжело. В медицине нет правильной дорожной карты. Надо выстраивать модель, удобную для людей, – потребовал он.

О том, какие выводы сделаны за десять месяцев, говорит и горькая  информация, с которой мы начали этот материал.

Сегодня народ все еще часами не может попасть на прием к врачу в первой поликлинике Южно-Сахалинска, где, свидетельствуют читатели, по-прежнему сумасшедшие очереди.

– А посмотрите внутри на убитые лавки-стулья в коридоре для ожидающих, – говорит Анна Иванова, – равно как и то, что заметная часть специалистов данного учреждения – весьма почтенного возраста, которым, возможно, самим нужна помощь. Я не хочу никого обидеть, но при прежнем главвраче, как мне видится, молодым специалистам сюда был путь заказан. Город растет, а эта, как и другие поликлиники, остаются в старых тесных стенах. Почему?

Еще больше нареканий к островной медицине у  молодого южносахалинца  Льва Шаповалова:

– Мой тесть, почувствовав себя плохо, обратился в феврале во вторую поликлинику Южно-Сахалинска. Выстоял немыслимую очередь, чтобы услышать, что ему нужно сделать только рентген. А по прошествии времени, когда человеку стало совсем нехорошо, врачи спохватились и назначили анализы, что следовало было сделать изначально. Увидев проблемы в крови, направили в горбольницу имени Анкудинова. Но было уже слишком поздно: он не перенес страшный грипп и умер в 44 года. А на днях при схожих обстоятельствах я потерял и мать, которой не исполнилось и 50 лет. Правда, это произошло уже в селе Чехов Холмского района. Конечно, я буду добиваться справедливости, наказания виновных, так как считаю: родные и близкие мне люди столкнулись с равнодушием на самом важном, предварительном этапе постановки диагноза. Да, я не верну любимых мне людей, но и не хочу, чтобы другие пережили подобное из-за  такого вот отношения людей в белых халатах...

Большинство врачей, знаю по своему опыту, свято чтут клятву Гиппократа.  И делают все, что в их силах, чтобы вылечить больного. Но вот когда на самом верху этой медицинской пирамиды  вызревает раковая опухоль коррупции, страдать начинает вся система. И крайними, как правило, становятся простые люди.

На старые грабли

Теперь вернемся к истории, призванной было научить многому всех, начиная с предыдущего губернатора Хорошавина (именно при нем система прогнила насквозь) и заканчивая нынешними чиновниками от островного здравоохранения. Около восьми лет назад (как стремительно бежит время!) тоже было задержание в столичном аэропорту Андрея Васильченкова, главы сахалинского минздрава. Напомним, уголовное дело возбудили милицейские следователи в конце 2008 года. По версии следствия, с декабря 2006-го по апрель 2008 года начальник департамента здравоохранения островного региона Васильченков, являясь председателем конкурсной комиссии, при проведении конкурса на поставку медицинского оборудования умышленно, с целью хищения бюджетных средств, подменил одну из заявок. В результате фальсификации победу в конкурсе одержала фирма, принадлежащая господину Сафонову. Впоследствии именно с этой фирмой Андрей Васильченков заключил выгодный для себя и соучастников преступления государственный контракт на поставку медицинского оборудования (ангиографа и томографа) на 98 миллионов рублей выше среднерыночной (170 миллионов рублей при реальной стоимости чуть менее 71,3 миллиона).

Указанные денежные средства Васильченков, Сафонов и Мун похитили из областного бюджета.

При обыске у главного врача региона изъяли 4 миллиона 431 тысячу рублей, 88 тысяч 214 долларов США, 120 тысяч японских иен и немногим более тысячи евро (в бюджет государства их тогда не перечислили). На автомобиль, московские квартиру и капитальный гараж даже арест не наложили. Штраф из доходов Васильченкова не отчислялся, так как исполнительный лист удивительным образом где-то блуждал долгое время, не поступая в учреждения ФСИН. Многие иные странности того дела объясняла  демонстративная позиция Хорошавина: два с половиной года, пока Васильченков был под следствием и судом, он оставался министром. И даже во время 14-месячного заключения в хабаровском СИЗО ему засчитывался отпуск без содержания! «Честный, порядочный, профессионал своего дела, при нем произошли видимые позитивные изменения в системе здравоохранения области», – так отзывался тогдашний  губернатор о своем подчиненном.

И вплоть до дня приговора в 2011 году  Васильченков проводил коллегии в минздраве, давал интервью. В перерывах между заседаниями суда ездил с губернатором по районам, где – стоя с главой региона – учил медиков работе.

Бывший губернатор защищал своего министра перед обществом, в СМИ, в суде, повторю, демонстративно, даже отказываясь признавать нанесенный бюджету ущерб почти в сто миллионов рублей. Такая вот дикая, не поддающаяся логике многосерийная  картина. И полное пренебрежение общественным мнением. За всем этим, как теперь ясно, стояла полная убежденность в своем номенклатурном всесилии. А простые люди, глядя на это, думали: губернатора и министра объединяют финансы. И еще: мол, на самом верху «своих не сдают». Ряд СМИ тогда высказали мысль: губернатор просто обязан сложить свои полномочия после того, как приговор в отношении его близкого подчиненного вступит в законную силу.

Впрочем, обвиняемый, не признавший вины, в начале оглашения судебного решения ушел домой (почувствовал себя плохо). Уже в отсутствие министра суд вынес ему наказание — 6 лет и 9 месяцев колонии общего режима, штраф в миллион рублей и почти 99 миллионов рублей компенсации. А осужденный опять оказался в облбольнице – народ информировали: с сердечным приступом. И девять месяцев, как сообщалось,  он провел... в реанимации. А тогдашний главврач облбольницы Елена Столярова, когда ее на пресс-конференции попросили объяснить эти странности, уклонилась от ответа.

Зато осужденного министра, как особую персону,  потом  возили на лечение в Томскую клинику, где он провел два месяца. Так что в сахалинской колонии №1 оказался он через год с лишним после оглашения приговора в 2012 году. И  практически сразу лег в тюремную лечебницу. Как он совмещал это с работой – большой вопрос. Но, тем не менее, шли поощрения именно за труд. Поощрения,  ставшие основанием для перевода экс-министра 9 июля 2013 года на облегченный режим отбывания наказания из колонии общего режима в колонию-поселение при ЛИУ-3 (лечебно-исправительное учреждение), находящуюся в Христофоровке. Сейчас экс-министр снова, говорят, в областной больнице. Но уже работает по специальности.

Для минздрава (как и впоследствии Хорошавина) тот судебный урок не пошел впрок.

Коррупции  в минздраве объявлен бой

Нынешнее руководство региона явно намерено вскрыть все коррупционные язвы областной медицины. По крайней мере, серьезные намерения подтверждаются реальными действиями. После истории, с которой и начали материал, в области создается контрольно-ревизионная группа. Она займется искоренением коррупции в сахалинском медицинском ведомстве.

До конца года ее членам предстоит проверить не менее половины учреждений здравоохранения области. Об этом сообщила глава ведомства Алла Любимова во время заседания итоговой коллегии. По ее словам, минздрав тесно взаимодействует с общественным советом и региональным отделением Общероссийского народного фронта (ОНФ). Череда коррупционных преступлений, выявленных в области в последнее время, не миновала систему здравоохранения, констатировала министр.

– Поэтому приоритетным направлением в отрасли будет создание совершенно прозрачной системы отношений на всех уровнях взаимоотношений между пациентом и врачом, врачами-руководителями, управленческим аппаратом и органами исполнительной власти, – заявила она. –  Любые попытки дискредитировать медицинскую профессию коррупционными преступлениями будут караться незамедлительно. Чистота и честность в работе каждого сотрудника, начиная от санитарки и заканчивая руководителем учреждения, подорвана сегодня основательно. Врачи вымогают деньги у больных людей, требуют мзду за оказание жизненно необходимой помощи. Об этом сложно говорить, но, к сожалению, сегодня это происходит в лечебных учреждениях Сахалинской области.

Таким образом, любой факт преступной наживы будет находиться под особым контролем. В министерстве здравоохранения сегодня существует канал получения информации о недобросовестных медицинских работниках, в том числе и о сотрудниках самого министерства.

Любимова призвала руководителей медучреждений разместить данную информацию на своих стендах, сайтах – на самом видном месте.

– Виновное лицо в каждом конкретном случае будет уволено. Трудовые отношения станут прекращаться незамедлительно в случае повторения ситуации, которая произошла у нас недавно, – подчеркнула сегодняшний министр, имея в виду задержание своего зама Елены Кривченко.

Значит, есть надежда, что коррупционные метастазы в системе здравоохранения области удастся устранить.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 10 марта 2016

Заголовок в газете: Громкое задержание в сахалинском минздраве

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру