Дежавю и НПЗ

И снова всплывает тема о строительстве на Сахалине нефтеперерабатывающего завода. Естественно, не сама по себе, а по требованию масс. Многие сахалинцы вот уже продолжительное время недоумевают по поводу того, что "нефть качаем, а своего бензина не имеем", естественно, подразумевая под этим, что "собственный" бензин будет значительно дешевле завозного.

Напрасно специалисты говорят о том, что нефтеперерабатывающий завод на острове давно работает (ЗАО "Петросах"), что бензин со своего НПЗ не будет дешевле завозного, о том, что проблема строительства такого завода требует учета множества сопутствующих факторов. Но граждане все задают этот вопрос и задают, и все губернаторы области, по крайней мере, начиная с Игоря Фархутдинова, пытались на него ответить. Естественно, в ключе положительном.

Не стал исключением и Олег Кожемяко. Почему бы не стать? Тем более что с прежних времен остались серьезные наработки по решению многих проблем.

Итак, как прозвучало, НПЗ на Сахалине быть: "Об этом глава региона Олег Кожемяко заявил по итогам встречи с вице-президентом НК "Роснфть", советником президента НК "Роснфть" по координации проектов на Дальнем Востоке Виктором Ишаевым.

— Мы предложили построить в Охинском районе нефтеперерабатывающий завод в непосредственной близости от месторождений. Нашли понимание в этом вопросе у компании "Роснфть". Сейчас будут прорабатываться детали этого проекта, — отметил Олег Кожемяко.

Предприятие даст новый импульс для развития экономики Охинского района, главное — там появятся новые рабочие места. По прогнозу, на первом этапе завод будет перерабатывать 150-200 тысяч тонн нефти в год. В дальнейшем возможно увеличение объемов".

И у автора тут же возникло состояние дежавю — не так уж и давно нечто подобное он уже слышал. Порылся в архивах, и точно. Два года назад. Информация от 28 мая 2013 года:

НПЗ на Сахалине быть: "Об этом министр РФ по развитию Дальнего Востока — полномочный представитель президента РФ в ДФО Виктор Ишаев заявил сегодня в интервью журналистам по итогам проведения в островном регионе коллегии Минвостокразвития РФ. Его позицию разделил губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин, также ответивший на вопросы представителей средств массовой информации.

— У Сахалина есть четкие перспективы развития на многие годы и не только благодаря шельфовым проектам — ведется добыча угля, развивается транспортная инфраструктура, лесная промышленность и переработка рыбы. За эту территорию я беспокоюсь меньше всего на Дальнем Востоке, — в частности, сказал Виктор Ишаев.

Ишаев также отметил, что поддержит главу островного региона в вопросе строительства нефтеперерабатывающего завода на Сахалине. Его продукция, считает Виктор Ишаев, должна обеспечивать не только внутренние потребности региона, но и поставляться в соседние Магаданскую область, Чукотский автономный округ, Камчатский край.

По словам губернатора Александра Хорошавина, правительство региона подписало соглашение с "Газпромом", предусматривающее создание нефтепереработки на острове. После получения подтверждения о наличии на одном из сахалинских шельфовых месторождений углеводородов необходимых запасов будет приниматься решение о строительстве НПЗ".

Далее, впрочем, дело не продвинулось. Понабежали специалисты и в очередной раз зарубили на корню такую хорошую идею. Они доказали, что необходимо строить НПЗ мощностью 4 миллиона тонн, иначе он окажется нерентабельным, а для этого имеющихся у "Газпрома" 30-50 миллионов тонн конденсата недостаточно, и пока новых ресурсов найдено не будет, ничего конкретного обещать нельзя.

Ресурсов пока не найдено.

Кстати, не найдено их и у "Роснфти".

Но пока речь идет не о миллионах, а о "150-200 тысяч тонн нефти в год" с перспективой дальнейшего расширения производства.

Это звучит уже более реально. Приведу опять же цитату двухлетней давности: "Наберите в любом поисковике "мини-НПЗ", и вам выбросит массу предложений по строительству модульных заводов, которые устанавливаются за один год. Четыре-пять таких модулей мощностью по 140 тысяч тонн в год полностью покроют потребности области, а кроме того, еще и спасут СахЖД. У "Роснфти", кстати, такие заводы в Сибири стоят. И имеющихся у Газпрома запасов вполне хватит".

Кстати, в стране в тот год, по данным реестра Минэнерго, проектировалось 22 новых нефтеперерабатывающих завода, в том числе имелся проект по увеличению мощности Черниговского НПЗ со 100 до 200 тысяч тонн в год и проект строительства Кругогорского НПЗ в Омске мощностью 200 тысяч тонн. И это были рентабельные производства.

Но: "Газпрому сахалинский рынок абсолютно не интересен, нужен экспорт, а значит 4 миллиона тонн в год. Да и своей розничной сети на острове у Газпрома нет, она в руках "заклятого друга" — "Роснфти". А той совершенно не выгодно ломать сложившуюся логистику поставок нефтепродуктов на Сахалин…".

Стало ли выгодно теперь? Тут сказать трудно, крупные корпорации умеют хранить свои коммерческие тайны почище иных государств.

Но информацию о ресурсах компании, считающие себя публичными, все-таки вынуждены открывать. И вроде каких-то излишков сырья для нефтепереработки у "Роснфти" на острове нет. Все законтрактовано, все в деле.

И вообще, в нефтегазовой промышленности все переплетено и рассчитано на много лет вперед.

В этой связи вспоминается одна недавняя история. Прощу прощения за то, что опять упоминается Амурская область, но уж больно все показательно, да и новыми лицами читателя перегружать не придется.

Июль 2014 года: "Роснфть не поддержит проект строительства НПЗ в Амурской области для первичной переработки нефти и экспорта в КНР. Но в компании не будут возражать против строительства нефтебазы для внутренних нужд Амурской области. Такое мнение высказал сегодня на пресс-конференции советник президента НК "Роснфть" в ранге вице-президента Виктор Ишаев.

Губернатор Амурской области Олег Кожемяко ранее предложил НК "Роснфть" построить в регионе нефтебазы для нужд сельскохозяйственных и золотодобывающих компаний и экспорта топлива в Китай. Кроме того, ООО "Амурская энергетическая компания" (АЭК) планировало построить в Амурской области НПЗ мощностью переработки до 6 миллионов тонн сырья в год.

Как сообщал ранее ИТАР-ТАСС, в Амурской области к 2016 году планируют построить комплекс по переработке нефти и транспортировки нефтепродуктов "Амурский нефтеперерабатывающий завод". Об этом в ноябре 2013 года сообщала пресс-служба правительства региона. Завод будет производить дизельное топливо, бензин евростандарта, керосин, сжиженный газ, гудрон, возможно, авиакеросин и битум. Годовые поставки на внутренний рынок региона запланированы в объеме 1-3 миллионов тонн темных и светлых нефтепродуктов".

Однако вот, что выяснилось: "Баланс нефтяного сырья, составленный исходя из заявок нефтяных компаний, показывает, что все объемы нефти на период до 2025 года распределены, и среди планируемых получателей ООО "АЭК" отсутствует. Отвлечение 6 миллионов тонн малосернистой нефти в год для подачи на "Амурский НПЗ" невозможно по причине действующих договорных обязательств между ОАО "АК "Транснфть" и нефтяными компаниями. В соответствии с распоряжением Правительства РФ ОАО "АК "Транснефть" ведет работы по расширению ТС ВСТО для подключения нефтеперерабатывающих заводов Дальневосточного федерального округа, которым уже выданы технические условия на подключение Комсомольского НПЗ, Хабаровского НПЗ и нефтехимического комплекса, строительство которого планируется ЗАО "Восточная нефтехимическая компания" / ВНХК /... Трубопроводная поставка нефти на Амурский НПЗ, как и его строительство в целом, не предусмотрена генеральной схемой развития нефтяной отрасли РФ до 2020 года. Учитывая вышеизложенное, ОАО "АК "Транснефть" не видит возможным обеспечить транспортировку нефти в адрес ООО "АЭК" ни в заявленных 6 млн. тонн в год, ни в каком-либо ином объеме".

А идея-то была хорошая. Только вот нефти для ее реализации не оказалось...

Впрочем, если на Комсомольский завод, действительно, пойдет нефть из ВСТО, то какие-то ресурсы у "Роснфти", наверное, появятся. И не исключено, что к тому времени и небольшой НПЗ построят, и в Оху асфальт проведут, сняв тем самым сразу две грандиозные проблемы.

Впрочем, если и снимут, то только одну — дорожную. А вот что касается цен на топливо, то вряд ли они опустятся до рубля за литр. Завод будет строить коммерческая компания, которой нужно будет возвращать кредиты и иметь прибыль...

А пока: "В сентябре на острове Русский состоится первый Восточный экономический форум. И, возможно, там Олег Кожемяко и президент компании  подпишут соглашения по этим трем вопросам (кроме НПЗ еще и расширение сети "роснефтевских" АЗС, создание сети газозаправочных станций). В которых будут оговорены реальные сроки и объемы, — сообщил журналистам Виктор Ишаев".

Ключевое слово, впрочем, и здесь — "возможно".

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру