Соглашатели из облдумы
Что должна была сделать областная Дума, которая утверждала местный закон о капремонте? Она должна была не слезать с администрации с вопросами обо всех мельчайших деталях ситуации с капремонтами, устраивать широкие публичные слушания с участием экспертов, анализировать гору данных и расчетов, чтобы понять, как сформирован тариф и как реально будет происходить капремонт.
Что сделала областная Дума? Она немного поспорила на заседании о величине тарифа, потом еще раз попросила снизить его до 5 рублей - в конечном счете, согласилась со всем. В том числе и с величиной тарифа, над которым губернатор обещал подумать, но его заместитель Сергей Карепкин подписал постановление прежде, чем губернатор подумал. А может быть, он как раз и подумал, но предпочел, чтобы под не самым популярным документом стояла другая фамилия. Говоря откровенно, людям просто дали понять – так будет. И депутаты с этим согласились.
Между тем
Так бы и было, если бы не произошло чудо. Чудо выразилось в том, что врио губернатора Олег Кожемяко по еще непонятным причинам вопрос о капремонте резко завернул в другое русло.
Во-первых, пообещал снизить тариф до разумных величин. И снизил до 6 рублей. Во-вторых, поднял вопрос о дифференцировании тарифов в зависимости от районов, от степени обустроенности жилья и других факторов. В-третьих, внес в облдуму новый законопроект, который изрядно подправляет старый, принятый в прошлом году с общего согласия. Трудно сказать, почему это произошло, что подвигло врио на такой шаг – то ли трезвое понимание, что такими темпами мы никогда не соберем денег на капремонт, то ли желание пойти сахалинцам навстречу в самом болезненном для них вопросе, учитывая скорые выборы, но чудо случилось.
Перевертыши
И тут плотину как прорвало. Депутаты на заседании, где обсуждался законопроект, проявили неслыханную заинтересованность и невиданную активность, задавая вопросы министру ЖКХ Георгию Митрику. Теперь их интересовало буквально все. А министр охотно шел навстречу, открывая даже то, о чем говорить не очень принято.
Кстати
Оказывается, даже руководителя фонда регионального оператора должны были не назначать, а выбирать по конкурсу. И вообще, надо очень многое пересмотреть, пересчитать, продумать.
Продумать надо, кто бы спорил. Только почему потребность в этом возникла спустя почти год после того, как систему запустили в действие? Кто рассчитывал тариф и положил на стол губернатору аргументы в пользу самой высокой цифры? Ведь кто-то же ее считал и обосновывал как экономически рентабельную? Кто? РЭК или ведомство Митрика? Почему депутаты не настояли сразу на ее пересмотре, согласившись с решением губернатора? И почему они сейчас, если посчитали прежний тариф обоснованным, не возмутились и согласились на понижение? Потому что с губернатором, будь он постоянный или врио, не спорят, а если спорят, то до определенного предела осторожности? Кто в данном случае важнее – возмущенные избиратели или губернатор? Судя по всему, последний, потому что даже после того, как люди начали возмущаться, получив первые платежки, депутаты не создали комиссию для изучения причин возмущения, не пошли к губернатору со встречными предложениями, не потребовали изменить цифру.
Теперь-то да, можно, обстановка и тенденция благоприятствуют проявлению гражданской смелости и зрелости. Но если завтра случись страшное – придет какой-нибудь другой врио с другим взглядом на капремонт – наши избранники также достойно примут его точку зрения, кардинально отличающуюся от точки зрения предшественника? Наверное, так. Ведь избиратель в их системе координат лицо не главное. Их собственные выборы еще далеко.
Прежде семь раз отмерь…
Хорошо, что ситуация с капремонтом начинает возвращаться в рамки дискуссий и анализа. Может быть, ситуацию удастся ввести в нормальное русло и что-то реальное на собранные от населения средства удастся сделать. Может быть, даже конкурс на должность управляющего удастся провести, пусть формально и задним числом, хотя и незачем, и так понятно, что победит сильнейший. Только не дает покоя один вопрос: почему в каждое новое дело, да еще столь серьезное и касающееся буквально каждого, надо бросаться как в ледяную воду: авось, повезет - выскочим живыми и невредимыми?
Между тем
Идея капремонта дискредитирована в самом начале ее реализации. Люди четко поняли – пока не разберутся с деталями, деньги отдавать опасно. И попробуй здесь что-нибудь возразить. Все-таки плохо, когда вопросов нет. Хоть у матроса, хоть у депутата. В обоих случаях корабль рискует утонуть вместе с пассажирами и грузом.