Областные чиновники и депутаты дискредитировали идею капремонта домов

 Жители: не верим!

Это мы о капремонте. О том самом, который вызвал взрыв возмущения, шквал недоумения и неявный народный протест – а я платить не буду!

Идея о капремонте в целом правильная. Надо дома ремонтировать, а на это нужны деньги. Взять их, кроме как из кармана жильцов-собственников, неоткуда. Решили там и взять путем внесения в платежки оплаты за будущий капремонт. Иногда сильно будущий. В реестре домов, которые поставлены в список на капремонт региональным оператором, некоторые здания записаны на тридцатые годы нынешнего столетия. Если сегодня вам тридцать и если вам повезет с продолжительностью жизни, то вы сможете увидеть, как рабочие ремонтируют вашу крышу или меняют трубы отопления.

Однако граждане наши, в целом отличаясь социальным оптимизмом, в частностях бывают не столь оптимистичны. Они почему-то не поверили, что смогут дожить до благословенного момента. А еще больше не поверили в то, что их деньги реально за тридцать лет не превратятся в прах, о местонахождении которого даже никого и не спросишь, потому что у нас все течет и меняется каждый год, иногда прямо в противоположную сторону. Многие – более 60 процентов собственников, просто отказались платить. Их решимость подкреплял и тот факт, что тариф на капремонт областная власть установила самый высокий в стране – 9,7 рубля за квадратный метр. Причем для всех – и для жителей новостроек, которым ремонт точно не светит в ближайшие годы, и для жителей ветхих домишек, которые ремонтировать никто и не собирается, и для домов с удобствами во доре, и для домов с полным комплектом коммунальных услуг, включая лифты…

Областные чиновники и депутаты дискредитировали идею капремонта домов
Фото:http://pixabay.com/

 Соглашатели из облдумы

Что должна была сделать областная Дума, которая утверждала местный закон о капремонте? Она должна была не слезать с администрации с вопросами обо всех мельчайших деталях ситуации с капремонтами, устраивать широкие публичные слушания с участием экспертов, анализировать гору данных и расчетов, чтобы понять, как сформирован тариф и как реально будет происходить капремонт.

Что сделала областная Дума? Она немного поспорила на заседании о величине тарифа, потом еще раз попросила снизить его до 5 рублей - в конечном счете, согласилась со всем. В том числе и с величиной тарифа, над которым губернатор обещал подумать, но его заместитель Сергей Карепкин подписал постановление прежде, чем губернатор подумал. А может быть, он как раз и подумал, но предпочел, чтобы под не самым популярным документом стояла другая фамилия. Говоря откровенно, людям просто дали понять – так будет. И депутаты с этим согласились.

Между тем

 

Так бы и было, если бы не произошло чудо. Чудо выразилось в том, что врио губернатора Олег Кожемяко по еще непонятным причинам вопрос о капремонте резко завернул в другое русло. 

Во-первых, пообещал снизить тариф до разумных величин. И снизил до 6 рублей. Во-вторых, поднял вопрос о дифференцировании тарифов в зависимости от районов, от степени обустроенности жилья и других факторов. В-третьих, внес в облдуму новый законопроект, который изрядно подправляет старый, принятый в прошлом году с общего согласия. Трудно сказать, почему это произошло, что подвигло врио на такой шаг – то ли трезвое понимание, что такими темпами мы никогда не соберем денег на капремонт, то ли желание пойти сахалинцам навстречу в самом болезненном для них вопросе, учитывая скорые выборы, но чудо случилось.

Перевертыши

И тут плотину как прорвало. Депутаты на заседании, где обсуждался законопроект, проявили неслыханную заинтересованность и невиданную активность, задавая вопросы министру ЖКХ Георгию Митрику. Теперь их интересовало буквально все. А министр охотно шел навстречу, открывая даже то, о чем говорить не очень принято.

Кстати

 

Оказывается, даже руководителя фонда регионального оператора должны были не назначать, а выбирать по конкурсу. И вообще, надо очень многое пересмотреть, пересчитать, продумать. 

Продумать надо, кто бы спорил. Только почему потребность в этом возникла спустя почти год после того, как систему запустили в действие? Кто рассчитывал тариф и положил на стол губернатору аргументы в пользу самой высокой цифры? Ведь кто-то же ее считал и обосновывал как экономически рентабельную? Кто? РЭК или ведомство Митрика? Почему депутаты не настояли сразу на ее пересмотре, согласившись с решением губернатора? И почему они сейчас, если посчитали прежний тариф обоснованным, не возмутились и согласились на понижение? Потому что с губернатором, будь он постоянный или врио, не спорят, а если спорят, то до определенного предела осторожности? Кто в данном случае важнее – возмущенные избиратели или губернатор? Судя по всему, последний, потому что даже после того, как люди начали возмущаться, получив первые платежки, депутаты не создали комиссию для изучения причин возмущения, не пошли к губернатору со встречными предложениями, не потребовали изменить цифру.

Теперь-то да, можно, обстановка и тенденция благоприятствуют проявлению гражданской смелости и зрелости. Но если завтра случись страшное – придет какой-нибудь другой врио с другим взглядом на капремонт – наши избранники также достойно примут его точку зрения, кардинально отличающуюся от точки зрения предшественника? Наверное, так. Ведь избиратель в их системе координат лицо не главное. Их собственные выборы еще далеко.

Прежде семь раз отмерь…

Хорошо, что ситуация с капремонтом начинает возвращаться в рамки дискуссий и анализа. Может быть, ситуацию удастся ввести в нормальное русло и что-то реальное на собранные от населения средства удастся сделать. Может быть, даже конкурс на должность управляющего удастся провести, пусть формально и задним числом, хотя и незачем, и так понятно, что победит сильнейший. Только не дает покоя один вопрос: почему в каждое новое дело, да еще столь серьезное и касающееся буквально каждого, надо бросаться как в ледяную воду: авось, повезет - выскочим живыми и невредимыми? 

Между тем

 

Идея капремонта дискредитирована в самом начале ее реализации. Люди четко поняли – пока не разберутся с деталями, деньги отдавать опасно. И попробуй здесь что-нибудь возразить. Все-таки плохо, когда вопросов нет. Хоть у матроса, хоть у депутата. В обоих случаях корабль рискует утонуть вместе с пассажирами и грузом. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №20 от 13 мая 2015

Заголовок в газете: У матросов нет вопросов

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру